Космический туризм сильно влияет на изменение климата. Вот почему эту отрасль нужно серьезно контролировать

Согласно подсчетам, ракеты, созданные для путешествия в космос, выбрасывают в 100 раз больше СО2 на одного пассажира, чем самолеты, которые пересекают океан, а ведь их постоянно обвиняют в неэкологичности. Но что случится, если отрасль космических путешествий станет массовой, и в год будут совершаться около тысячи полетов? Ученые уже сейчас бьют тревогу.
Космический туризм сильно влияет на изменение климата. Вот почему эту отрасль нужно серьезно контролировать

Самолет, летящий из Лондона в Нью-Йорк выбрасывает около тонны углекислого газа в перерасчете на одного пассажира. Ракеты для космотуризма выбрасывают в 50-100 раз больше

Космическая гонка по привлечению туристов в космос между основателем Virgin Group Ричардом Брэнсоном и бывшим генеральным директором Amazon Джеффом Безосом в самом разгаре. 11 июля британский миллиардер Брэнсон совершил полет по суборбитальной орбите на ракетоплане Virgin Galactic VSS Unity на высоте 90 км от поверхности Земли. Безос отправляется сегодня, 20 июля, и обещает, что его корабль New Shepard поднимется на высоту больше 120 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оба полета показали очень богатым туристам со всего мира, на что можно потратить 10 минут своей жизни. SpaceX Илона Маска не отстает и готовится до конца года представить не просто экскурсию в верхние слои атмосферы, а целый круиз длиной в 5 дней. Для этого компания разработала специальную капсулу Crew Dragon.

Конечно, каждый развлекается, как может, но представьте, какой урон получит при этом атмосфера Земли. Безос хвастается, что его аппарат экологичнее VSS Unity Брэнсона: при запуске BE-3 используется жидкий водород и жидкое кислородное топливо. VSS Unity летала на гибридном топливе, состоящем из твердого горючего на основе углерода, полибутадиена с концевыми гидроксильными группами, жидкого окислителя и закиси азота (веселящего газа). А серия многоразовых ракет SpaceX Falcon выведет Crew Dragon на орбиту с использованием жидкого керосина и жидкого кислорода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сжигание любого топлива генерирует парниковые газы и загрязнители воздуха. Во время полета BE-3 Безоса образуется большое количество водяного пара, а VSS Unity и Falcon оставляют после себя вдобавок сажу. Окислитель на основе азота, используемый VSS Unity, также генерирует оксиды, которые способствуют загрязнению воздуха в нижних слоях атмосферы. Примерно две трети выхлопных газов попадают в стратосферу и мезосферу (12-85 км), где они сохраняются 2-3 года.

Все это оказывает непоправимый ущерб атмосфере Земли. Те самые оксиды азота превращают озон в кислород, тем самым разрушая озоновый слой. Его истощение не вызывает глобального потепления, но ультрафиолетовые лучи больше не задерживаются в стратосфере и проникают на поверхность планеты. А вот выбросы углерода и сажи способствуют глобальному потеплению, задерживая тепло в атмосфере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что случится с небом, если Virgin Galactic будет делать 400 запусков в год, как планирует? Blue Origin и SpaceX пока не рассказали о своих планах, но уже сейчас ясно, что суммарно с Земли каждый год будут стартовать около тысячи ракет. Последние года в космос отправляется только чуть больше сотни, за 2020, например, было 114 вылетов. Выбросы СО2, сопровождаемые полет группы из четырех человек, будут в 50-100 раз превышать выбросы при перелете из Лондона в Нью-Йорк на самолете. Сейчас ученые активно исследуют влияние космических туристических полетов на атмосферу, чтобы грамотно регулировать зарождающуюся отрасль.