Лайнер в надежных руках: все о безопасности пассажирских авиаперелетов
Мало времени для многих дел
Пройдя строжайший контроль службы безопасности, мы попали в святая святых – на летное поле. Здесь рядом с терминалом стоит самолет А320neo в знакомой салатовой ливрее. Он только что завершил полет, и его готовят к новому вояжу. Возможно, для кого-то это станет сюрпризом, но среднемагистральный пассажирский лайнер, не находящийся в ремонте или на серьезном техобслуживании, проводит больше времени в полете, чем на стоянке (или перроне, как говорят авиаторы). Но за час-два между посадкой и новым взлетом необходимо провести несколько важных и обязательных предполетных процедур, которые связаны, в частности, с безопасностью.
Сначала инженерно-технический персонал осматривает самолет снаружи. Проводится общая инспекция воздушного судна на видимые повреждения. Техники проверяют состояние фюзеляжа (включая остекление кабины пилотов и пассажирские иллюминаторы), нижней поверхности крыла. Обследуют предкрылки, закрылки, спойлеры, рули высоты и руль направления, стойки шасси, пневматики (шины) и тормозные устройства. Работоспособность электронных систем проверяют с помощью дисплея в кабине пилотов – на нем выводятся сообщения о неисправностях.
Важный момент – заправка топливом. Горючее в баки лайнера доставляет цистерна-автозаправщик или машина-диспенсер (еще ее называют сервисер), которая забирает керосин из трубопровода, проложенного под аэродромом. У экипажа заправочной машины обязательно есть на руках документы, в которых зафиксированы все физико-химические параметры горючего. Визуально чистоту топлива можно проверить с помощью установленной на машине прозрачной колбы. Самолет также заправляют водой: перед взлетом бак для питьевой воды (около 200 л) должен быть заполнен. А вот бак с отходами из туалетов, наоборот, необходимо полностью опустошить. На специальной машине в самолет доставляется бортпитание.
В салоне тем временем работает большая бригада уборщиков. За короткое время им надо не только пропылесосить пол и кресла, вынуть мусор из карманов, но и продезинфицировать салон специальным раствором. На всех рейсах S7 Airlines в обязательном порядке применяются моющие дезинфицирующие спецсредства повышенной концентрации. Особое внимание уделяют тем поверхностям, с которыми пассажиры контактируют чаще всего: это складные столики, подлокотники, ручки и багажные полки. Организовано проветривание салона между рейсами, а состав аптечек дополнен медицинскими масками и одноразовыми перчатками. Пассажиров обеспечивают антибактериальными салфетками.
Все экипажи S7 Airlines прошли дополнительный инструктаж и знают, как поступить при обнаружении на рейсе пассажиров с симптомами COVID-19. Перед каждым полетом члены экипажа проходят обязательный медосмотр, включающий измерение температуры и антисептическую обработку рук и лица. Во время рейсов экипаж работает в масках и перчатках. Все это делают в любое время суток самыми последними и современными дезсредствами, разрешенными к использованию в авиации.
За час – час двадцать до вылета на самолет приезжают пилоты и готовятся к рейсу. Пока второй пилот вносит полетный план в системы самолета, командир осматривает лайнер снаружи, проходя по тому же маршруту, что и инженерно-технический персонал. Так снижается вероятность что-то упустить. Если командира воздушного судна все устраивает, он принимает самолет у техников, ставя подпись в бортовом журнале.
ㅤ
ㅤ
Под постоянным присмотром
Предполетные инспекции, конечно, очень важная процедура, но это лишь небольшая часть технического обслуживания самолета. ТО гражданских судов – это фактически целая отрасль, которая в структуре S7 представлена компанией S7 Technics. Надо сказать, что S7 Technics не только обслуживает и ремонтирует лайнеры под родным брендом, но и работает с другими авиакомпаниями, в том числе и иностранными. Это ведущий провайдер по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в России и СНГ. В ангаре S7 Technics мы поговорили с ведущим инженером Павлом Настюковым.
В ангаре S7 Technics мы замечаем несколько лайнеров, проходящих базовое техобслуживание. Непривычно видеть самолеты, к стремительным очертаниям которых мы так привыкли, с разобранным крылом или с килем, с которого демонтирована обшивка, рули направления и рули высоты. В ангаре выполняют несметное количество технологических операций, некоторые из них довольно необычные. Вот пример. Среднемагистральные самолеты типа Boeing 737 или A320 пока еще делают из металла, но в новейших модификациях многие детали уже изготовлены из композитных материалов. Такие детали легче и прочнее металлических, но имеют специфические особенности. В частности, углепластик «притягивает» к себе влагу из воздуха, из-за чего вода постепенно скапливается в полостях композитных деталей. И вот мы видим, как в демонтированном композитном руле направления специалисты S7 Technics ищут «затаившуюся» воду с помощью тепловизора (материал руля и вода имеют разные теплопроводные свойства). Если вода будет обнаружена, ее удалят, чтобы она не создавала дополнительную нагрузку на руль и не увеличивала массу самолета.
Безопасность – это не возраст
Повсюду на разобранных участках крыльев и фюзеляжей мы видим прикрепленные большие красные бирки, некоторые с надписью Remove before flight (удалить до полета).
Главная задача всех, кто выполняет в S7 Technics техническое обслуживание самолета, заключается в том, чтобы лайнер покинул ангар в состоянии летной годности.