Какой он, искусственный интеллект в играх: лучшие и худшие примеры
Первые 2D и 3D игры обладали достаточно примитивным ИИ, который в условиях крайне ограниченных ресурсов часто выполнял строго определенные действия, начиная от перемещений и атак, и заканчивая диалоговыми системами и взаимодействиями с игроком. Играя в одну из первых игр — пинг-понг — можно было понять, что компьютер стабильно обыгрывает человека, а также догадаться, что существуют «хитрости», помогающие победить машину. ИИ в играх — это всегда борьба за внимание игрока: ему должно быть не слишком сложно (как в некоторых непроходимых играх), но при этом нескучно.
Стоит также разделять микроуровень, на котором действия совершает отдельный «бот», и макроуровень, где мы взаимодействуем со всей системой целиком. Сейчас многие консольные игры обладают высоким уровнем развития ИИ, но, тем не менее, выглядят как клоны друг друга. Задачи в них процедурно генерируются: иди туда, убей 20 врагов, купи новое оружие, повтори. В этом плане ИИ также влияет на иммерсивность и правдоподобие игрового мира.
Как должен выглядеть идеальный игровой ИИ? Кажется, что никак: не стоит забывать про эффект «зловещей долины». Однако существует тренд на повышение качества игрового мира и взаимодействие с ним игрока. Вместе с интересным сюжетом и качественными ботами, противниками или союзниками, все это составляет рецепт успешной однопользовательской игры. В многопользовательских играх ИИ важен, прежде всего, в качестве правдоподобных ботов-противников, с которыми будет также интересно играть, как с реальными игроками, — то есть хорошо, но не идеально. Также их логика должна моделировать человеческие эмоции, такие как, например, желание отомстить за смерти в прошлых раундах. Игрокам хочется получать удовольствие от игры, где они смогут преодолевать препятствия гораздо чаще, чем в реальном мире. Это позволяет снимать стресс, а также повышать свои когнитивные навыки через игру.
Лучшие ИИ
Мне кажется, что стоит обратить внимание на искусственный интеллект в следующих играх: серия TES, в частности TES IV: Oblivion, стала открытием как с точки зрения графики, так и с точки зрения продвинутой системы квестов, а также возможного поведения игрока, умело сочетающего сражения в реальном времени и элементы РПГ. Вся серия демонстрирует идеальное сочетание баланса игровых персонажей, возможности расширения интерактива и максимальной погруженности в мир фэнтези.
Серия S.T.A.L.K.E.R., одна из немногих заметных игр из СНГ, порадовала не только увлекательной историей, но и многими задумками в плане моделирования поведения групп животных и монстров, а также группировок, которые живут своей жизнью, независимо от действий игрока. Большинство идей были доработаны в модификациях, но до сих пор данная серия остается одним из образцов реализации идей автономного игрового мира, максимально непрогнозируемого для игрока.
ECHO — пример игры нового типа, где боты обучаются на игре человека. Каждый раз они ведут себя менее предсказуемо, и тут уже игроку приходится обучаться, чтобы совершенствовать свои слабые места.
Ну и конечно, лучшим использованием ИИ я считаю серию Deus Ex: она позволяет максимально реалистично погрузиться в мир, в котором разные стили прохождения возможны благодаря продуманной игровой механике и ИИ.
Худшие ИИ
Своеобразную «Золотую малину» в мире игр за некачественное использование ИИ сложно выдать каким-то отдельным играм, так как очень много проектов работают неплохо, но на тривиальных правилах. С другой стороны, многие игры с «навороченными» системами прогорают именно из-за багов и неправдоподобности ИИ.
Для меня худший пример использования ИИ — это современные игры из серий GTA и Call of Duty. Игровой мир в них разнообразен, но ИИ крайне заскриптован и делает ровно то, что в него вложили разработчики. Он заставляет игрока заниматься бессмысленными вещами, либо просто ведет по линейному сюжету. Тем не менее, эти игры являются одними из самых продаваемых. Это наводит на мысль, что в играх, как в любом другом искусстве, массовое производство клонов закрывает потребности толпы, но не приближает нас к созданию шедевров.
При этом худший ИИ появляется и в ААА-играх типа Immortals Fenyx Rising: прекрасная игра, сделанная с физикой и головоломками, превращается в маниакальное прохождение стереотипных заданий, крадущих время не хуже бразильских сериалов. В этом случае никакой ИИ не заменит отсутствие основной функции игры — развития человека и его навыков принятия решений, приобретения новых знаний и даже воплощения мечты. В подобных играх задания генерируются процедурно, и основная цель геймдизайнера — просто максимально удержать внимание игрока. В конце концов, не все из нас хотят жить в Матрице, а подросткам это категорически противопоказано, достаточно посмотреть на проблему игровой зависимости в Южной Корее и Китае.
Образ ИИ
Если говорить об образе ИИ внутри игр, то это не такое уж частое явление, и поэтому он всегда будоражит воображение, будь это злодейский или «помогающий» ИИ. Он позволяет имитировать интерактивных персонажей, которые создают реалистичные фантастические миры, в которых мы радуемся тому, что можем побыть детьми, в очередной раз спасая вселенную, отстраивая свою планету или гуляя с динозаврами.
Главное — не образ ИИ, а как игровой ИИ работает, чтобы доставить нам удовольствие от игры, начиная от правильно открывающихся дверей, которые не будут по ошибке убивать игрока, и заканчивая нелинейными сюжетами, голосовыми интерфейсами и полноценным погружением в игру.
Как сказал Дж. Р. Р. Толкиен в «On Fairy Tales», фэнтези и фантастика удаются тогда, когда человек хочет верить в происходящее. А игры и ИИ в них только продолжат улучшать этот компонент. Однако не стоит забывать про основу — хороший сюжет и общечеловеческие ценности, затрагивающие чувства каждого из нас, которые мы можем не проявлять в обычной жизни, работая в офисах или на заводах, но которые близки каждому из нас.
Материал подготовлен совместно с ФКН НИУ ВШЭ
Автор: Илья Макаров
В играх ИИ — это обычно агент или мультиагентная система, в которой игроки и боты выполняют действия, получают награды и решают задачи. При этом для человека важны эмоциональные награды от игры, поэтому ИИ для ботов (игроков под управлением компьютера), прежде всего, позиционируется с точки зрения правдоподобности и вариативности поведения.