Робот – наш рулевой: Без аварий и без водителя
Ежегодное калифорнийское ралли машин-роботов Urban Challenge — это вполне серьезное мероприятие, проводимое весьма солидной и серьезной организацией, а именно — Агентством перспективных оборонных технологий (DARPA). Вкладывая деньги в то, что может показаться веселой забавой, агентство преследует вполне приземленную и практичную цель — отработать технологии, способные придать боевым машинам большую автономность. Военные хотят сделать так, чтобы беспилотные летательные аппараты и наземные роботы могли действовать самостоятельно, без постоянного контроля со стороны оператора.
Участники соревнований — обыкновенные серийные автомобили с кучей датчиков на крыше — ездили по искусственному городу, созданному на месте брошенной авиабазы. Здесь были воссозданы сложные пересечения, неудобные парковки, целые гирлянды неочевидных дорожных знаков. Дорожный трафик имитировали три десятка машин, за рулем которых сидели живые водители. Многочисленные зеваки с живым интересом следили за тем, что происходит на полигоне, благо устроители возвели рядом несколько высоких трибун. Многие надеялись стать свидетелями зрелищного столкновения, а водители, участвующие в соревнованиях, заключали друг с другом пари — в кого въедут первым.
В некоторых действительно въехали, но несильно. За каждой беспилотной машиной следовал автомобиль сопровождения — с живым водителем и аварийной кнопкой, предназначенной для экстренной остановки едущего впереди робота. Кнопки позволили предотвратить несколько серьезных инцидентов, однако от мелких аварий они не спасли. Что характерно, самое крупное ДТП произошло с самым габаритным участником, а именно — с грузовичком Terra Max длиной в 3 и шириной в 2,5 м. Через пару часов после старта он въехал в витрину небольшого магазинчика, допустив грубую ошибку при парковке.
Победителем был объявлен модифицированный вариант Chevrolet Tahoe, созданный командой Tartan Racing — в нее вошли ученые из Университета Карнеги-Мэллон и специалисты компании General Motors. По мнению разработчиков, их детище добилось успеха, прежде всего, благодаря инновационной системе лазерного сканирования Lidar. Говорит Крис Урмсон (Chris Urmson): «Система оснащена 64 лазерами. За секунду она делает 10 оборотов, успевая совершить порядка 1 млн. измерений. На выходе мы получаем облако точек, по которым можно судить о пространственном расположении близлежащих объектов — стен, машин, тротуаров и так далее».
Параллельно система регистрирует время, которое требуется каждому световому импульсу на то, чтобы долететь до препятствия, отразиться от него и вернуться обратно, и таким путем вычисляет местоположение каждой точки. Информация лазерного дальномера совмещается с данными, поступающими от радаров (они умеют заглядывать на более дальние расстояния) и обыкновенных оптических видеокамер.
Эксперты отмечают, что по сравнению с прошлым годом машины-роботы стали существенно умнее и надежнее. Крис Урмсон поясняет: «Сегодняшний день — поистине выдающийся для робототехники. На старт вышло 11 прекрасных машин, причем 6 из них проехали целых 60 миль без каких бы то ни было происшествий. Просто изумительно. Это большой шаг вперед».
Рано или поздно мы все сможем кататься на машинах, вообще не притрагиваясь к органам управления — так видит будущее автоиндустрии Ларри Бернс (Larry Burns), вице-президент General Motors: «Представьте себе машину, в которой вы можете спокойно разговаривать по телефону, завтракать и проверять электронную почту, доверив вождение бортовому компьютеру. Это будет нечто феноменальное, это будет настоящий прорыв. В конечном итоге мы получим автомобили, которые вообще не будут попадать в аварии». По прогнозам Ларри Бернса, подобные машины могут появиться на рынке уже в 2015 г.
Подробнее о соревнованиях Urban Challenge читайте: «Нечеловеческая гонка».
По публикации BBC News