Когда искусственный интеллект заменит блогеров: мнение Аркадия Сандлера
Так как моя основаная экспертиза связана именно с созданием и внедрением систем на базе искусственного интеллекта (в частности когнитивной автоматизацией), инициаторам встречи показалось, что между нами — моей позицией и позицией блогеров — возникнет конфликт. Конечно, современные технологии умеют уже не только реагировать на поток данных, но и генерировать его. Понятно, что уже есть много компаний, где основным конкурентным преимуществом являются рекомендательные системы, построенные на огромном количестве данных и очень эффективном профилировании пользователей. Системы давно уже отлично понимают, какое кино или музыка нам понравится, а некоторые из них точно знают, кому показать очень короткий ролик, чтобы просмотры росли быстро. Но одно дело понять, какой из фильмов и кому понравится, и даже предсказать, сколько он соберёт просмотров на стриминге или какую кассу в кинотеатрах, а другое дело — создать сценарий фильма, который гарантированно будет успешным. В мире уже есть несколько проектов, работающих над такой задачей. И правда, создавать/генерировать контент интереснее, чем анализировать существующий. Сказать, что какой-то из этих проектов уже невероятно успешен, пока нельзя. Иначе многие бы уже слышали о них. Как минимум, среди специалистов. Пока же мы только слышали, что самый крупный стриминг в мире (Netflix) использует решения на базе машинного обучения для формирования вводных для сценариев (llogline) новых сериалов. Остальные проекты пока не многочисленны и в основном занимаются предсказанием сборов с переменным успехом.
Но вернёмся к моим недавним собеседникам. Все они проявляли явный интерес к теме, при этом очень по-разному смотрели на предмет обсуждения. Группа блогеров разделилась. Одни утверждали, что никогда никакой искусственный интеллект их не заменит, другие — больше интересовались, как жить с наступлением технологий и как энергично технологии будут наступать. Конечно, позиция второй группы мне импонировала больше. А первых просил объяснить, что для них эмпатия, творчество, «эмоциональный надлом» и т.д. То есть те качества, которые, по мнению первой группы блогеров, кардинально отличают людей от современных роботов. Единогласно решили, что самая «эмпатичная» профессия – это психолог. Несколько разочаровано выглядели сторонники невозможности проявления эмпатии роботом, когда узнали, что первый чат-бот в мире имитировал именно психолога (программа ELIZA, созданная в 1964-1966 годах в MIT). И этот чат-бот был создан исключительно на основе скриптов, то есть инструкций. Искусственные нейронные сети в те годы не использовались, несмотря на то, что как математическая концепция начали формулироваться ещё в 1940-е.
Интересно видеть прозрение в глазах аудитории, когда удаётся отрефлексировать свой опыт. Для многих открытием становится то, что человек обучается комплексно на инструкциях и опыте. Вот вы сейчас прочитали это, и сказали себе: «ну, конечно, так и есть!» А как часто вы об этом задумывались? А теперь попробуйте представить, чего больше и в какой ситуации: опыта или инструкций? И чем отличается получение навыков и знаний. Инструкции и опыт дополняют друг друга. Практически не существует деятельности, освоить которую можно лишь одним способом. Мне кажется, что значительное количество человеческих умений не были бы возможны в отсутствии инструкции. К инструкциям я отношу также наблюдения, которые, например, ребёнок имеет по мере роста и развития. И никакая инструкция не воспринимается без опыта её использования. Помните «повторение – мать учения» — это про накопление опыта.
Если можно было успешно достигать результата только на основании инструкций, не существовало бы соревновательного спорта. А если опыта было достаточно, то мог бы появиться собор Василия Блаженного в результате очень долгого бросания кирпичей.
По мере развития нашей дискуссии мои творческие собеседники всё больше понимали, что противостоять технологическому прогрессу не удастся. Всё больше их примыкало к группе, интересующихся тем, как научиться сотрудничать с роботами и использовать их возможности. Предположу, что такая позиция является наиболее продуктивной.
Мы находимся внутри так называемой четвёртой промышленной революции, когда автоматизации подвергается когнитивная деятельность человека. Как и в предыдущих промышленных революциях, структура занятости меняется, и суть существующих профессий тоже изменяется. На предыдущем этапе технологического развития токарь превратился в оператора токарного станка. На текущем же этапе оператор контактного центра превращается в аналитика, обучающего робота-оператора, отвечающего на запросы клиентов. Получается лучшее, чему мы можем научить детей сегодня – взаимодействию не только с себе подобными, но и с кремниевыми компаньонами. К сожалению, пока нет для этого учителей и подходящих инструкций. Похоже, придётся осваивать эволюционно – на опыте.