Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны
Как все начиналось
История вагонов-ресторанов началась в 1867 году, когда предприниматель, изобретатель и большой любитель комфорта Джордж Мортимер Пульман представил общественности свою новинку — вагон с бортовой кухней и столиками для еды. Качество блюд и обслуживания здесь не уступало крупнейшим европейским заведениям и американцы, а вслед за ними европейцы, быстро оценили творение Пульмана. В России, однако, такие вагоны появились лишь в начале XX столетия, да и то только на международных маршрутах, в курьерских поездах и экспрессах. Железнодорожные составы, которыми пользовалась царская семья в расчёт не берём, эти поезда с их столовыми, кабинетами и спальнями были, скорее, похожи на роскошный отель, чем на классический поезд. Начальник канцелярии Министерства двора А.А. Мосолов вспоминал:
«В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места у вагонов Их Величеств. Во втором вагоне находились кухня и помещения для метрдотеля и поваров. Третий вагон представлял собой столовую из красного дерева; треть этого вагона отведена была под гостиную с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом; там же стояло пианино. <...> Вагоны освещались электричеством, обогревались паровым отоплением, в каждом купе был телефон. У изголовья дивана находилась ручка стоп-крана. В тамбуре вагона круглосуточно дежурил кондуктор. Внутренняя отделка вагонов выполнялась ведущими специалистами фирм Г.Г. Бюхтгера, Н.Ф. Свирского и др.»
Неплохо выглядели и первые общественные вагоны-рестораны. Хрусталь, серебро, бархатная обивка диванов и высокие цены: ужинать там могли только путешественники первого и изредка второго класса. Дешёвые обеды по 80 копеек появились в поездах только в 1912 году. И поначалу их прелесть оценили не добропорядочные пассажиры, а железнодорожные «зайцы». Как пишет историк Юлия Демиденко, в ресторанах на колесах можно было путешествовать от станции до станции за чашкой чая. Для остальных острой необходимости в понижении цен не было. Многие путешественники брали с собой корзины со снедью, а те, у кого были деньги, пользовались услугами буфетов, которые были на всех крупных станциях. При желании пассажир мог послать туда кондуктора за горячими блюдами или бутылкой пива или сходить самостоятельно. Композитор Игорь Стравинский оставил колоритное описание таких придорожных кафе:
«На железнодорожных станциях, указанных в справочниках, разносили еду из буфетов, что служило наибольшим развлечением в пути. Официанты – большей частью татары, – облаченные в белые передники, начиная с первых же звуков пыхтения приближавшегося паровоза, носились бегом, подобно санитарам скорой помощи. Еда тоже была прекрасной; сравнить еду в каком-нибудь ресторане с едой на железной дороге в России значило выразить похвалу этому ресторану. В буфетах можно было достать крымские вина и кавказское шампанское, а также изобилие всяких вкусных блюд».
Привокзальные рестораны «специализировались» на конкретных блюдах, и путешественники считали своим долгом отведать коронные в каждом из них. Так историк балета и театральный критик Юрий Бахрушин вспоминал булочки и кофе в Ярцево: «В поезде нас не обманули — все предложенное, а в особенности кофе, булочки и ватрушки, было превкусно приготовлено». А писатель Иван Бунин в автобиографической «Жизни Арсеньева» восхищался станционными щами: «Когда потом стало близиться к вечеру, всё перешло лишь в одно — ожидание первой большой станции... Легко представить себе, с какой поспешностью кинулся я в пахучий и светлый буфет и стал обжигаться какими-то вкуснейшими в мире щами!»
Такие заведения просуществовали довольно долго. Ещё в 20-х годах, во время постреволюционного голода и разрухи, именно вокзальные буфеты считались лучшими заведениями городов, уступая, разве что, гостиничным ресторанам. Здесь столовались герои Булгакова и Зощенко, в один из таких буфетов привел Шуру Балаганова Остап Бендер.
Ситуация изменилась в 30-е, когда советское правительство во-первых окончательно ликвидировало НЭП и нэпманов, коим принадлежали многие привокзальные кафе, а во-вторых озаботилось частыми опозданиями на поезда. В СССР развернулась активная рекламная кампания, зазывавшая советских пассажиров питаться в поездах, и руководил ею нарком внешней, внутренней торговли и снабжения СССР Анастас Микоян.
Свои коррективы в работу передвижных общепитов внесла Великая отечественная война. Использование вагонов-ресторанов остановилось с 1941 по 1944 годы. Первый после начала войны ресторан на колёсах отправился по маршруту «Москва-Хабаровск» 15 июля 1944-го. И хотя сохранилось несколько свидетельств о том, что пассажирам не нравились завышенные цены, рестораны всё-таки пользовались большой популярностью в поездах дальнего следования.
Справедливости ради стоит заметить, что цены в этих заведениях были закреплены в Постановлением Совета народных комиссаров 1944 года «О работе вагонов-ресторанов и буфетов на важнейших железнодорожных и воздушных магистралях Союза ССР», и они соответствовали стоимости блюд в ресторанах II разряда Главособторга.
Современные рестораны
Современные вагоны-рестораны частично обслуживаются комбинатами питания при РЖД, частично — частными компаниями. Поэтому цены, так же как и меню, в них могут незначительно различаться. Москвичей и петербуржцев стоимость блюд едва ли напугает, но даже они должны быть готовы к тому, что обычный бутерброд с ветчиной будет стоить 200, а овсяная каша — 250 рублей.
Сегодня вагоны с едой есть почти во всех поездах. Большинство из них производятся на Тверском заводе и имеют сходные с обычными пассажирскими вагонам ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование. Различается разве что салон, где помимо «гостевой зоны» есть кухня с жидкотопливной или электрической плитой (в двухэтажных составах она располагается на первом ярусе), холодильниками, которые способны сохранить продукты даже на маршруте «Москва-Владивосток» и раздельными «системами водоснабжения» или просто мойками, так что даже самые строгие и брезгливые клиенты могут не переживать за чистоту вагона, его столов и рабочих поверхностей.
Некоторые составы обходятся буфетами (на сайте РЖД они названы «кафе-буфет»), где можно купить салаты и холодные закуски, чай, кофе, булочки и шоколад. В таких вагонах, как правило, есть четыре купе на 16 человек, а остальное пространство отдано под «бистро».
Что же до полноценных ресторанов, то они занимают весь вагон. Столики и мягкие диваны, специи на каждом из столов и даже официанты, обслуживающие посетителей: требования к общепитам в поезде почти такие же, как и к обычным городским заведениям. Разве что ассортимент чуть менее богатый. Но не судите строго, ведь места в вагонном холодильнике не так много, а накормить надо всех желающих. Впрочем, в последнее время в некоторых поездах появилось вегетарианское и постное меню, а также «коронные блюда».
Обычно повара в вагонах-ресторанах работают с полуфабрикатами и быстрозамороженными продуктами. Это значительно сокращает время подачи блюд на стол. Так что при небольшом штате (как правило, всего один повар, официанты и кухонные рабочие), дольше обычного клиентам ждать не приходится. Время работы поездных общепитов примерно одинаковое. Открываются они в 8-9 часов утра и закрываются около полуночи. К этому добавьте два получасовых перерыва в день на уборку, и вы получите стандартное расписание почти всех вагонов-ресторанов страны. Впрочем, если не хотите зависеть от этих ограничений, всегда можно заказать еду в свое купе.
Если определились с меню до начала поездки, то можно заранее заказать завтрак, обед или ужин в любом поезде Федеральной пассажирской компании (дочернее предприятие РЖД) и «Сапсане». Тут есть только один нюанс: сделать заказ и составить свой рацион на время путешествия в обычных поездах нужно не позднее чем за трое суток до отправления (включая день поездки), в «Сапсанах» и «Ласточках» — за 2 дня до начала поездки. Выбрать блюда можно на сайте РЖД. Сегодня в поездах доступно несколько режимов питания: полный пансион, в который входят завтрак, обед и ужин; полупансион (завтрак и ужин), только завтрак (обед или ужин) или разовые перекусы, блюда для которых можно выбрать из меню поездного ресторана.
Освоили Российские железные дороги и доставку еды. Так что теперь в поездах можно баловать себя блюдами из городских кафе даже на транзитных станциях. Можно заказать их самостоятельно, но РЖД обещает, что при заказе через их приложение выезд курьера будет синхронизирован с расписанием поезда, а вам не придется объяснять, в каком вагоне вы находитесь. Пока к этой программе подключены 59 станций.
Есть шанс, что в будущем доставка полностью заменит традиционные вагоны-рестораны. Со временем РЖД планирует оставить рестораны только в фирменных и туристических поездах.
Материал подготовлен совместно с Туту.ру