По морям, по волнам: В белой пене

Режиссер Питер Уир, приступая к работе над картиной «Хозяин морей: на краю земли», настаивал, что она не должна выглядеть как стандартный «фильм со спецэффектами». Эффекты, говорил он, должны работать на повествование, но не заменять его.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сюрприз» вместо «Титаника»

Несмотря на оскаровского лауреата Рассела Кроу в роли отважного капитана, главными героями фильма стали корабли — английский фрегат «Сюрприз» и французский «Ахерон», которые гоняются друг за другом вокруг мыса Горн в годы наполеоновских войн.

Практически все действие фильма происходит на борту «Сюрприза». В поисках подходящего корабля Питер Уир объездил полмира. «Сюрприз» был найден в Америке — им стал учебный трехмачтовый фрегат «Роза», копия британского военно-го корабля XVIII века. Компания 20th Century Fox корабль купила, после чего усилиями 20 корабельных плотников превратила его в «Сюрприз», такой, каким он был описан в романе Патрика О’Брайана, по которому поставлен фильм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для съемок бывшую «Розу» использовали мало — Питер Уир начитался книг об опасностях работы на воде и решил, что в студийных условиях снимать проще. Большинство водных сцен были поставлены в гигантском резервуаре, принадлежащем мексиканскому отделению студии Fox в Байе. Здесь когда-то плавал «Титаник» Джеймса Кэмерона, но с тех пор резервуар почти не использовался. Теперь же в него поместили копию «Сюрприза», выстроенную в натуральную величину за четыре месяца. Несмотря на то, что строители строго придерживались чертежей британского Адмиралтейства, длинные мачты все время грозили перевернуть конструкцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге их пришлось укоротить, а после завершения съемок — нарастить на компьютере. «Сюрприз» водрузили на большую, специально сконструированную карданную подвеску, которая могла создавать полную иллюзию качающейся палубы. Таких подвесок понадобилось еще несколько — в частности, для декораций палубы и матросских кают. Если внимательно присмотреться, небольшое покачивание заметно в каждом кадре. Питер Уир хотел, чтобы оно было постоянным — точь-в-точь как на настоящем корабле. По словам оператора Рассела Бойда, съемки в резервуаре иногда напоминали работу в открытом море — и после первого же дня треть съемочной группы глотала таблетки от морской болезни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Декорация «Ахерона» изображала только часть корабля — ту, что видна морякам «Сюрприза». Немаленькое сооружение стояло на парковке у входа в студию в Байе. Когда его достроили, то разделили на четыре части и подтащили к резервуару на лебедке.

Ядовитые паруса

Для общих планов на новозеландской студии Weta Workshop построили миниатюры обоих кораблей — «Сюрприза» в масштабе 1:6 и «Ахерона» в масштабе 1:8. «Мы хотели сделать их максимально большими, но так, чтобы они влезали в студию», — объяснял специалист Weta Ричард Тейлор, прервавший ради «Хозяина морей» работу над «Властелином колец».

Ткань на миниатюрные паруса заказали в Гонконге — ближе необходимого сочетания материалов просто не нашлось. Паруса шили пять месяцев; чтобы придать ткани необходимую жесткость, ее вешали на мачты и опыляли автомобильным лаком. После этого, включив вентиляторы, тщательно изучали, насколько правильно раздуваются паруса. «Это было тяжелое и чертовски токсичное занятие, но мы добились нужного эффекта», — говорит Ричард Тейлор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, компьютерные модели кораблей делали в студии спецэффектов Asylum. Работа над «Сюрпризом» и «Ахероном» продолжалась около года. Если внешний вид первого был уже ясен, то дизайн второго корабля был вдохновлен изображениями фрегата «Конституция», одного из первых американских военных кораблей. Цифровые корабли получились настолько детальными, что их можно было снимать даже на крупных планах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Океанский пазл

Чтобы определить, какую именно модель судна использовать в том или ином кадре, создатели фильма учитывали такие факторы, как состояние атмосферы, взаимодействие корабля с водой и актерами. Например, в сцене шторма предпочтение было отдано большому «Сюрпризу» из резервуара и его миниатюрной копии, поскольку предстояло снять много сцен с водой — не самой простой для компьютерного моделирования субстанцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда работа над «Хозяином морей» только начиналась, студия 20th Century Fox отправила оператора Пола Аткинса в путешествие к мысу Горн на корабле «Endeavour». Он привез оттуда 14 часов кинопленки, в том числе — съемки настоящего шторма. Специалисты из Asylum, взяв за основу эти материалы, разработали трудоемкую, но впечатляющую технологию для складывания из отдельных волн единой картинки морского пространства. Им предстояло изучить всю имеющуюся пленку и подобрать комбинацию волн для каждого кадра, обращая внимание на направление ветра и маневры корабля. «Мы просто разрезали кадры на кусочки и лепили заново то, что нам было нужно», — объясняет Натан Макгиннесс, владелец и один из ведущих специалистов Asylum.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По тому же принципу «пазла» собирались сцены сражений — так, первая встреча «Сюрприза» с «Ахероном», происходящая в густом тумане, стала компиляцией ранее отснятых планов океана, тумана и неба с миниатюрными и цифровыми моделями кораблей. При этом на «Ахероне» присутствовала даже команда — моряки, созданные на компьютере.

Предметом особой гордости Питера Уира стал масштабный и реалистичный шторм, частично снимавшийся в резервуаре в Байе. Во время работы кинокамеры были закрыты водонепроницаемыми футлярами. Сначала в действие приводилась карданная подвеска, которая раскачивала «Сюрприз». Потом вступали дождевые машины и аппараты, нагнетающие волны и ветер. Две сильных струи воды разлетались на мельчайшие частицы водяной пыли, превращаясь в туман и дымку. Тонны воды сбрасывались на палубу. Все актеры были мокрыми с головы до ног, к тому же вода пахла бензином, от которого щипало глаза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ILM — «скорая помощь»

Когда работа над фильмом только начиналась, предполагалось, что в нем будет не более четырехсот кадров со спецэффектами. С началом монтажа их число выросло до 750, и продюсеры засомневались, сможет ли небольшая фирма Asylum справиться с такой ответственной задачей. Премьера была отложена на несколько месяцев, и в качестве «скорой помощи» к проекту срочно привлекли компанию Industrial Light and Magic (ILM) и лично Стивена Фангеймера. Ранее он участвовал в создании жидкого киборга в «Терминаторе-2», динозавров в «Парке Юрского периода» и водной стихии в «Идеальном шторме». Впрочем, Asylum тоже далеко не новичок: на их счету работа над «Искусственным разумом» и «Особым мнением». Натан Макгиннесс обиженно говорил, что его студия и сама бы справилась, но... продюсеры не хотели рисковать 150-миллионным бюджетом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ILM взяла на себя главным образом финальное сражение между «Сюрпризом» и «Ахероном». Стоит отметить, что практически невозможно уловить, где кончается работа одной студии и начинается работа другой. Правда, сотрудники ILM использовали в некоторых случаях цифровое моделирование воды, чего их предшественники делать не хотели.

Шепоты и крики

Звукооператорам «Хозяина морей...» тоже было нелегко. В стандартных звукооператорских библиотеках в Голливуде не нашлось правдоподобного звука пушечной перестрелки. Пришлось канадскому военному историку Гордону Лако несколько дней палить из пушки — ядрами размером с шар для боулинга. Заодно записывалось, с каким треском разлетается в щепки борт корабля — для этого в качестве мишени использовался фрагмент корпуса фрегата, построенный из дуба той же толщины, что и настоящие корабли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный звукооператор картины Ричард Кинг, бывший моряк, придумал, как записать голос ветра. Он отправился в известную своими ветрами пустыню Мохаве на грузовике, соорудил в кузове большую деревянную раму, на которую натянул триста метров веревки, и после этого погнал машину со скоростью 100 км в час навстречу ветру (скорость которого была около 50 км в час). Получился звук, неотличимый от завывания в снастях корабля. Этим дело не ограничилось: прямо в пустыне был поднят большой парус, и звукооператор записывал, как он хлопает на ветру — ему хотелось, чтобы на заднем плане не слышались звуки воды. Впрочем, не всегда требовалось совершать такие сложные манипуляции: для получения звука легкого бриза, шелестящего в парусах, Ричард Кинг просто подул в микрофон.