Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Космонавтика стремительно демократизируется. Все чаще стартуют ракеты частных компаний, а собственный спутник на орбите может позволить себе даже группа энтузиастов. Чем больше становится таких аппаратов и чем сильнее они миниатюризируются, тем выше спрос на точные, компактные и экономичные двигатели для них. С прицелом на этот быстрорастущий рынок в Москве в 2016 году начал работу стартап Avant Space, чьей ключевой технологией стал ионный двигатель GT-50.
Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Сами по себе такие двигатели хорошо известны и благодаря крайне малому расходу топлива часто используются для дальних космических миссий. В последнее время двигатели этого типа – создающие реактивную струю инертного газа, ионизированного и ускоренного электрическим полем, – все шире применяются в низкоорбитальных спутниках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможность с ювелирной точностью регулировать тягу позволяет лучше контролировать орбиту и проводить не слишком энергозатратные маневры. Недавно команда Avant Space успешно провела испытания нового источника ионов и подготовила инженерную модель к стендовым испытаниям. Система получилась компактной и легкой. При собственном весе около 6 кг двигатель GT-50 способен управлять космическим аппаратом массой до 400 кг. Разработчики спешили получить сертификацию для выхода на международный рынок. По их расчетам, стоимость каждого GT-50 должна была составить смехотворные 50 тыс. долл. – или 300 тыс. при штучном производстве, – что в разы меньше, чем у существующих аналогов. Однако далее, по словам основателя компании Антона Оссовского, «грянули санкции, пандемия и прекращение грантового финансирования "Сколково"».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От «железа» до рекламы

«Выход на западный рынок для наших ионных двигателей оказался закрыт, – говорит Антон. – Китайский рынок самодостаточен, а внутри России спроса на такие решения, к сожалению, нет». Столкнувшись с кризисом, стартап был вынужден резко перестроиться, сократить команду и изменить бизнес-модель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Охват: 130 крупнейших городов планеты

Аудитория: более 1 млрд человек

Механика: бинарный код транслирует
до 30 символов в секунду; мобильное приложение распознает сигнал и создает ссылку для перехода на сайт

«Не имея возможности продавать свое "железо", мы задумались о сервисах, которые можем предложить на этой основе, – продолжает Оссовский. – И тут я вспомнил, что в "Даурия Аэроспейс" (российская компания, которая занималась производством небольших космических аппаратов и успешно вывела на орбиту три спутника, прежде чем закрылась. – ПМ) спонсор просил наклеить свой логотип на борт. Так было решено заняться космической рекламой – это абсолютно свободная на сегодняшний день ниша».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По задумке, проект «Созвездие» станет использовать группировку из 30 микроспутников (формата CubeSat 6U – шесть «кубиков» 10х10х10 см) с двигателями GT-50. Оставаясь на солнечно-синхронной орбите, эта «стая» будет проходить над определенной точкой поверхности Земли в одно и то же заранее заданное время суток. Появляясь над мегаполисом, аппараты будут включать бортовые лазеры, зажигая на небе логотип рекламодателя или любой другой символ, который можно передать набором из 30 звездочек-«пикселей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Для формирования изображения спутники выстраиваются на орбите в нужном порядке. Малая тяга и высокий удельный импульс двигателя позволяют позиционировать их с высокой точностью, ориентируясь по звездным датчикам, гироскопу и GPS/ГЛОНАСС, – рассказывает Антон Оссовский. – Для пользователей на Земле можно транслировать бинарный код, который будет распознавать мобильное приложение. Летая над крупнейшими мегаполисами планеты, мы сумеем охватить аудиторию порядка миллиарда человек. А остальные шесть миллиардов узнают о рекламе из СМИ».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель для выживания

В 2020 году были проведены испытания лазерной системы. Излучение от поднятого на высоту 30 км блока из пяти лазеров мощностью 16 Вт можно было увидеть с расстояния более 100 км как звездочку с блеском –3,5 (для сравнения: блеск МКС чуть выше и составляет –4). По словам разработчиков, тесты полностью подтвердили расчеты, и будущие 30-ваттные лазеры на орбите высотой до 600 км будут видны с Земли как звезды, сопоставимые по яркости с Венерой (блеск до –4,7). Разве что мчаться по небу они будут куда быстрее любой планеты, проходя над городом всего за 5–7 минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Лазеры на спутниках будут не слишком яркими, чтобы не мешать самолетам и не создавать засветку, – уверяет Антон. – Приходя на Землю, луч рассеется пятном около 20 км в поперечнике, к тому же включать лазеры мы планируем, только пролетая над городами, где световое загрязнение и без того очень велико». Сейчас создатель Avant Space ведет активные переговоры с первыми потенциальными рекламодателями, которым обещает особенно выгодные условия размещения. Параллельно идет доработка проекта, а на 2022 год намечены испытания на орбите пары полнофункциональных спутников, которые отправятся в космос с борта грузового корабля «Прогресс».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы столкнулись с классическими трудностями всех технологических стартапов: бизнес-модель, инвестиции, техника, – резюмирует Антон Оссовский. – Как выяснилось, для выживания проекта экономическая модель даже важнее работающего "железа"». Но если «железо» в виде GT-50 уже есть, то насколько верной окажется новая бизнес-модель, мы узнаем не раньше 2022-го. К этому сроку Avant Space должен найти заказчиков и запустить первые рекламные спутники, а мы – увидеть в небе новое созвездие.