Робот EVA умеет улыбаться. Главные новости за 3 июня

В Колумбийском университете сделали робота EVA, который умеет отвечать улыбкой на улыбку. Профессор Масаси Юноки из Японского передового института науки и технологий (JAIST) разработал нейросеть для «улавливания» речевых эмоций. Рынок технологий «эмоционального» контакта между человеком и роботом достигнет к 2024 году $56 млрд.
Робот EVA умеет улыбаться. Главные новости за 3 июня
Columbia Engineering https://youtu.be/1vBLI-q04kM

Если робот идеально демонстрирует эмоции, может быть, нам и не надо знать, что он «чувствует» на самом деле. Разве мы сами знаем, что чувствуем?

В Колумбийском университете сделали робота EVA. Он (или она) умеет улыбаться в ответ на улыбку человека. Фактически EVA — это «голова», передняя часть которой — «лицо» — выполнено из мягкой резины. Разные точки лица присоединены к мотору, который может тянуть и отпускать специальные соединения, и тем самым менять выражение лица. EVA распознает выражение лица своего собеседника и преобразует в некоторую систему команд для мотора. Чтобы она умела это делать ее довольно долго учили. Сидели перед камерой и «корчили рожи». EVA делала тоже самое. Теперь мотор, используя систему приводов, управляет мимикой EVA. Человек улыбается — EVA не то, чтобы улыбается в ответ, скорее она просто повторяет то, что делает человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ли это назвать имитацией эмоций? Отчасти, можно. Мы ведем себя похожим образом: если нам улыбается собеседник — мы улыбаемся в ответ, иначе как-то невежливо. Вежливость сама по себе необязательная форма поведения, но она очень сильно облегчает социальный контакт — это своего рода «смазка». Без нее все идет почти так же, но гораздо тяжелей. Поэтому так важна «улыбка» робота.

Мы уже писали о гостиничных роботах-гуманоидах, у которых возникли проблемы из-за того, что они ошибочно будили постояльцев: роботы считали, что храп — это крик о помощи. Постояльцы обижались. Роботов пришлось уволить. Если бы роботы умели извиняться, да еще и сопровождать извинения улыбкой, может быть, все было бы иначе

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но улыбка это, конечно, не все, что нужно. Одним из главных каналов передачи эмоций является речь. Роботы уже довольно прилично распознают речь человека, но они пока не «считывают» эмоциональную окраску. Это непросто, ведь в зависимости от интонации одни и те же слова иногда означают прямо противоположное. Профессор Масаси Юноки из Японского передового института науки и технологий (JAIST) разработал нейросеть для «улавливания» речевых эмоций. Ученый обратил внимание, что включение эмоции обычно сопровождается постепенным изменением речевого поведения — в том числе амплитуды (шепот — крик), частоты (норма — визг) и семантика (наборы слов эмоционально нейтральных меняются на эмоционально окрашенные). Чтобы оценить постепенное изменение речи (послойное градуирование) была разработана и обучена сверточная нейросеть, и она довольно точно стала распознавать эмоции, анализируя временные слои (в том числе скорость, с которой они меняют друг друга). Поскольку нейросеть научилась отличать гнев от похвалы (правда, пока только в первом приближении), — она может передать распознанный паттерн роботу, и он может вести себя соответственно: например, улыбнуться. И эта улыбка будет не издевательской, а вполне уместной — вежливой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1967 году в далекое поселение в гористой местности Папуа-Новой Гвинеи приехал молодой американский психолог Пол Экман. Он решил, что в этих местах люди настолько изолированы от мира, что ведут себя максимально естественно. Главное: они так выражают свои эмоции, что именно их выражение можно считать своего рода эмоциональной азбукой, которая есть у всех людей, но у цивилизованного населения — эти чистые эмоции «замутнены» воспитанием и традициями. И Экман такую азбуку составил. В нее как раз и вошли — мимика и жесты. (В популярном сериале «Обмани меня» Пол Экман был консультантом.) Антрополога полвека ругали, утверждая, что связь между мимикой и эмоциями в его работах преувеличена, пока его азбука не была востребована робототехникой, занятой эмоциональным контактом робота и человека. Рост этого «эмоционального» рынка оценивается в $56 млрд к 2024 году. Вот такой подарок от папуасов.