От «Челнока» до «Шатла»: 10 необычных беспилотных автомобилей на дорогах России
Над беспилотными автомобилями работают компании со всего мира и Россия — не исключение. Но если вы думаете, что российские наработки в этой области ограничиваются «Яндексом» и «Сбером», то вы сильно заблуждаетесь. На самом деле на закрытых полигонах, дорогах общего пользования и даже на бездорожье колесят разработки сразу нескольких отечественных фирм.
«Яндекс»: Toyota Prius и Hyundai Sonata
Российский технологический гигант имеет огромный парк беспилотников, которые безостановочно наматывают тестовые круги по дорогам общего пользования в Москве и не только. Построенные «Яндексом» гибриды Toyota Prius уже продемонстрировали себя во всей красе в США и Израиле, а уж в российской столице вряд ли есть кто-то, кто хотя бы раз не встречал беспилотный Prius.
Или не Toyota с автопилотом, а беспилотную Hyundai Sonata. Созданный совместно с Hyundai Mobis беспилотник на базе последнего поколения южнокорейского седана появился в России раньше, чем начались российские продажи обычной модели без автопилота. Наработки по этому проекту должны лечь в основу универсальной платформы для беспилотников как на базе новых моделей Hyundai и Kia, так и машин других марок.
КАМАЗ: от «Челнока» до «Ермака»
Из автозаводов в России активно работает над беспилотниками КАМАЗ. В линейке производителя грузовиков есть как версии серийных моделей, оснащённые автопилотом, так и абсолютно новые разработки не на базе существующих машин. К числу последних относится КАМАЗ-3373 «Челнок» — электрический полноуправляемый грузовик вообще без кабины.
Проект «Ермак» — совсем другое дело, поскольку здесь автопилотом оснащены серийные грузовики КАМАЗ-43118. И, как и полагается суровым внедорожным моделям, они проходят испытания не на асфальте, а прямиком на месторождениях в бескомпромиссных по своей сложности условиях Заполярья. И да, обе разработки КАМАЗ проходят испытание в компании «Газпром нефть», что указывает на заинтересованность предприятий в передовой технике.
«Сбер»: KIA и ФЛИП
Из банка «Сбер» вырос в целую экосистему, внутри которой нашлось место и разработчикам беспилотного транспорта. Этим занялась компания Sber Automotive Technologies, которая сначала вывела на московские улицы привычные универсалы KIA Ceed SW последнего поколения, оснащённые системами беспилотного вождения и всем необходимым набором оборудования и софта для езды без человека за рулём.
Но этого компании показалось мало и она разработала собственную платформу для электромобилей, поддерживающую быструю замену батарей, оснащённую модульным кузовом и технологией полностью беспилотного вождения максимального уровня, когда транспортному средству конструктивно не нужны ни руль, ни педали. Такую разработку «Сбер» назвал ФЛИП и заявил, что она уже вовсю тестируется на полигонах.
StarLine: от Skoda к Lexus
У большинства компания StarLine ассоциируется с автомобильными охранными комплексами, но на самом деле российская фирма занимается в том числе и беспилотными автомобилями. Компания из Санкт-Петербурга успешно тестирует свои наработки в беспилотнике на базе Skoda Superb, но на этом останавливаться не собирается.
Очередным шагом в работе над технологиями автопилота StarLine сделал совместно петербургским разработчиком искусственного интеллекта Ralient, который помог в работе над новым беспилотником, в основу которого лёг кроссовер Lexus RX. И подобные машины уже должны появиться в такси в Северной столице.
ГАЗ: «ГАЗель» с овощами на и на нефтяном месторождении
Над беспилотными автомобилями работает и «Группа ГАЗ» совместно со специалистами Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, которые помогают в создании автопилота для не требующих представления в России «ГАЗелей».
Подвижки в этом проекте есть. С полигонов беспилотники вышли на дороги общего пользования — «ГАЗель» под управлением автопилота перевезла почти тонну овощей из Владимира в Москву, а кроме того беспилотная электрическая «ГАЗель Next» проходит опытно-промышленную эксплуатацию на дорогах Южно-Приобского нефтяного месторождения. И снова интерес к беспилотникам проявила «Газпром нефть».
НАМИ: ШАТЛ от КАМАЗа
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» совместно с КАМАЗом разработал, возможно, самый необычный до появления ФЛИП российский беспилотник — КАМАЗ-1221 «ШАТЛ», название которого расшифровывается как «Широко Адаптивная Транспортная Логистика».
Футуристичный электромобиль не имеет органов управления и должен двигаться полностью автономно, перевозя до 12 пассажиров. Полноуправляемое шасси наделяет «ШАТЛ» завидной маневренностью, а полный комплекс необходимых датчиков позволяет беспилотнику «общаться» с другими машинами с автопилотом и дорожной инфраструктурой. Но пока дальше прототипа дело не пошло.
Напомним, с 2019 года испытывать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования в России можно было только в Москве и Татарстане, но с 1 марта 2020 года начался двухлетний эксперимент, который допускает машины с автопилотом на дороги ещё 13 регионов страны — беспилотные автомобили можно тестировать, помимо Москвы и Татарстана, во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, Чувашской Республике, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах, Краснодарском крае, а также в Петербурге и Ленинградской области.
Беспилотных автомобилей, созданных в России, больше, чем вы можете себе представить. Причём это не только серийные модели, оснащённые автопилотом, но и полностью новые разработки на своей платформе.