Чисто машинки: Мойдодыры
Процесс стирки оставался неизменным долгие тысячелетия: белье сначала кипятили дома в котле, охлаждали, отжимали, потом тащили в тяжелой корзине к реке, где и полоскали в проточной воде, стоя на коленях на деревянных мостках. Столь суровое обращение могла выдержать только одежда из грубой ткани: нижнее и постельное белье, а также рабочая одежда. Все остальное — дамские шелковые платья, мужские шерстяные камзолы и штаны, корсажи и сюртуки — никогда не стирали, а лишь изредка держали над паром и чистили одежной щеткой. К тому же на зимний период стирка останавливалась — водоемы затягивало льдом.
Старушка Европа
Освободить женщин от нудного процесса пытались многие великие мужчины. Свои конструкции предлагали, например, Михайло Ломоносов и Иоганн Себастьян Бах. Даже Гёте на полях рукописей с бессмертными стихами набрасывал эскизы стиральных машин. Однако дальше всех продвинулись простые европейские крестьяне: чертежей они, конечно, не изготавливали, но простые стиральные машины мастерили. Эти машины напоминали обычные деревянные бочки с вращающейся внутри крестовиной, которую сегодня бы назвали активатором. Их и в наши дни можно встретить в западноевропейских краеведческих музеях. В 1901 году самодеятельности был положен конец — Карл Миле, основатель одноименной немецкой компании Miele, поставил производство таких примитивных стиральных машин с ручным приводом на поток. За основу был взят обычный молочный сепаратор. Занимательно, что в начале прошлого века эти первые стиральные машины экспортировались в Россию, где они по большей части использовались именно как маслобойки.
Крестьянские хозяйства начала XX века мало напоминали наши современные представления о жизни крестьян — практически в каждой фермерской семье имелся паровой двигатель. Очень скоро к стиральным машинам научились прилаживать простейший ременный привод, и процесс стирки наконец-то был механизирован. Удивительно, но этот прогресс коснулся только сельских жительниц. Для европейских горожанок почти до 50-х годов продолжали выпускать бочкообразные деревянные машины с ручным приводом — тут фантазия изобретателей не знала границ: приводы были рычажные и циркулярные, с противовесами и без, рассчитанные на одного человека и снабженные двуручным рычагом-коромыслом, аналогичным приводу дрезины. В зажиточных высокогорных швейцарских деревушках такие машины находили спрос и в 60-е годы — электричество туда подвели только с развитием горнолыжной индустрии.
Америка
В Америке механизация труда прачки пошла иным путем. Только за двадцать лет, с 1851 по 1871 год, там было выдано около 2 тысяч патентов, связанных со стиральными машинами. Причем предназначались они в первую очередь для стремительно растущего населения мегаполисов. Первые машины были достаточно дороги и громоздки, что привело к распространению за океаном общественных прачечных, в которых стирали белье все слои населения — от портовых рабочих до биржевых маклеров. Эта традиция жива до сих пор — многие многоквартирные дома оборудуются коллективными прачечными-автоматами. Первоначально машины приводились в действие различными механизмами, начиная от паровых и газовых двигателей и заканчивая экзотическими гидроприводами, напоминавшими водяную мельницу. Однако с появлением в начале 1900-х маленьких электродвигателей наступила эра электрических стиральных машин. Поначалу электродвигатели располагались снаружи машины, что было довольно опасно — выплескивающаяся вода часто заливала механизм и приводила к замыканиям сети и летальным исходам. Только в 30-е годы двигатель стали помещать в герметичный корпус, и стирка превратилась в безопасное занятие. В 1937 году американская компания Bendix впервые выпустила на рынок полностью автоматическую машину, на долгие десятилетия ставшую классикой: загружающийся сверху барабан, внизу которого крутился активатор. Сверху обычно монтировалось выжимное устройство из двух резиновых роликов. Стоило зазеваться при выжимке белья, и можно было остаться без пальцев.
Европа
Ничего подобного в Европе не было. Наоборот, с началом Второй мировой войны стиральные машины упростились и стали напоминать армейские полевые кухни — огромные чаны с дровяным отоплением. Сходство было неслучайным — в Германии в них действительно варили кашу для солдат и рабочих. Только в начале 50-х Европа начала немного приходить в себя, породив бум на новые бытовые приборы — американские стиральные электрические машины. Удовольствие, надо признаться, было недешевым — импортная стиральная машина стоила как небольшой автомобиль. В 1961 году Bendix представила мировой хит — стиральную машину DRS с фронтальной загрузкой, а компания Seeburg разработала управляющий часовой механизм-таймер. Это были последние звездные моменты американских производителей — к середине 60-х европейские компании полностью скопировали технологии, адаптировали их под местный рынок, и в настоящее время найти в продаже американскую стиральную машину может только очень большой энтузиаст.
Как они стирают
Современная технология стирки за последние полвека отработана до нюансов. Большой, наполненный бельем перфорированный барабан плавно вращается в моющем растворе, аккуратно перемешивая белье. После стирки белье несколько раз полощется, а затем выжимается.
Самая главная часть машины — барабан, который обычно делается из нержавеющей стали. Чем дороже машина, тем тщательнее отполирован барабан и тем меньше он повреждает белье при стирке. Автор сам наблюдал пару лет назад на немецких заводах процедуру контроля качества полировки барабана суперсовременным лазерным комплексом. Однако после контрольного робота барабан проверяется еще и вручную — рабочий надевает на руку дамский чулок и проводит им внутри. Если есть хоть малейшая затяжка, барабан отправляется в брак.
Считается, что чем больше диаметр барабана, тем лучше. Дело в том, что современные стиральные машины все равно пытаются копировать именно ручную стирку (не случайно дорогие модели имеют даже специальный режим «ручная стирка»). Если вы смотрели старые фильмы, где показывали труд прачек, то наверняка вспомните, как они высоко поднимали мокрое белье, с силой обрушивая его на деревянные мостки. Так вот, барабанные машины моделируют этот процесс, захватывая белье ребрами в барабане и поднимая его наверх, откуда оно падает на дно. Чем больше диаметр барабана, тем с большей высоты падает белье, и тем, теоретически, более качественной получается стирка.
Разработчики стиральных машин в области повышения качества стирки зажаты в очень узкие рамки: они могут только манипулировать циклами вращения барабана, нагревом воды и циклами полоскания. Раньше увеличение программ стирки вело к сильному усложнению механического шагового автомата, управлявшего стиркой. Сейчас же, когда практически каждая машина управляется встроенным процессором, теоретически в нее можно загружать бесконечное количество программ. Производители зачастую искусственно ограничивают их число, чтобы развести модели стиральных машин по классам.
Что такое программы?
Собственно программы стирки и являются основным ноу-хау компаний. Чем больше компания, тем больше средств она выделяет на исследовательские работы, тем более отработаны у нее циклы. Что такое, например, программа «ручная стирка шерсти»? Мягкие реверсивные покачивания барабана, при которых шерстяные изделия даже не вращаются, а плавно укачиваются внутри него. А вот с какой амплитудой, как долго и в каком количестве воды — это секрет компаний. В основном исследовательские отделы работают над рецептами стирки новых тканей, появляющихся на рынке — ведь технология отстирывания, к примеру, белого постельного белья отработана десятилетия назад, и улучшать ее уже некуда. В этом сезоне, например, верхние модели AEG могут похвастать программами стирки тонкого кружевного белья, модного белья из целлюлозы и вискозы из дизайнерских коллекций, а также программой «освежить» — легкая 20-минутная стирка после одной вечеринки. Однако срок службы такой машины превышает десятилетие, а новые ткани появляются каждый год. Тут разные компании демонстрируют разные подходы. Машины компании Miele позволяют перепрограммировать их, добавляя новые программы, но требуют для этого вызова на дом сервисного инженера. LG подошла к проблеме более универсально, выпустив машину, подключенную к интернету, в которую новые программы можно загружать самостоятельно прямо с сайта производителя. Правда, пока такие машины продаются только в Корее. Другие производители сильно расширяют возможности ручного программирования, доводя количество возможных комбинаций режимов до нескольких тысяч (например, ASKO).
В дорогих машинах есть масса интересных нюансов. Взять, например, режим «смешанная стирка». Машина распознаёт, что загружены разные типы белья, и автоматически устанавливает наиболее щадящий режим. Но как она умудряется распознать, что белье разное? Оказывается, в самом начале в барабан сверху подается определенное количество воды, и электроника определяет ее уровень. Разные типы белья впитывают воду по-разному, поэтому и уровень будет разным. Зная массу белья и количество впитанной воды, можно вычислить и тип белья. Конечно, один чулок в груде хлопка машина не вычислит, а вот процентов сорок «инородного» белья — наверняка. Только другой вопрос — а откуда машина знает количество белья? Напрашивается простой ответ: просто взвешивает, как обычные весы. А вот и нет, взвешивает белье всего одна машина — Siemens IQ, остальные используют более простые методы. Например, раскручивая бак с сухим бельем, измеряют нагрузку на валу — чем она больше, тем больше и белья.
Борьба с вибрациями
В идеале стиральная машина должна работать бесшумно. Но идеала достичь пока не удалось. Самый большой шум машина начинает издавать при отжиме белья, при биениях барабана. Добиться идеальной его балансировки невозможно — белье по определению нельзя распределить по барабану равномерно. Однако многие машины способны распознать особо сильное биение и встряхнуть ком белья, чтобы оно распределилось более равномерно. Дальше уже с бельем поделать ничего нельзя — за дело берутся противовесы. Чем более тяжелые, обычно бетонные, грузы окружают барабан, тем меньше вибрации. Следующая линия обороны — амортизаторы, пришедшие из автомобилестроения. Еще дальше пошла компания LG, запатентовав прямой привод барабана — расположив электродвигатель прямо на валу, чем и обеспечила наименьший шум в своем классе.
Еще более радикальный метод используется в профессиональных стиральных машинах, в которых барабан, размещенный на подрессоренной платформе, никак не связан с корпусом и, следовательно, не передает на него вибрации. В бытовой технике такую конструкцию использует только скандинавская компания ASKO.
Накипело
Все стиральные машины нагревают воду. В последнее время пожилые мастера из телевизионной рекламы постоянно пугают зрителей поломкой машин, настоятельно рекомендуя пользоваться «Калгоном». В компании Bosch объяснили, что «Калгон» засыпать необязательно — правда, если вы не собираетесь пользоваться машиной дольше 2 лет. Если же у вас более долгосрочные планы, то хотя бы через стирку надо добавлять столовую ложку этого средства. Однако многие производители начинают вместо теплонагревательных элементов — тэнов, на которых и накапливается накипь, применять проточные нагреватели, греющие воду прямо на входе в машину. Вот тут о «Калгоне» можно и забыть.