Натягиваем струны пока не лопнут: как построить уникальный концертный зал
Речь идет о доме культуры, в центре которого размещается большой театральный зал, вместимостью свыше 750 человек. У этого дома культуры, как и у многих подобных объектов в нашей стране, сложная биография. Разработку проекта начала одна организация, продолжила вторая, а дизайнеры из Stardust оказались третьими, и чтобы ничего не потерялось при «переводе», решили начать все с самого начала.
Для нас каждый заказ — это не просто проект, который нужно проработать и построить. Объект должен вызывать у посетителя бурю эмоций, а значит, ему нужно придать не только облик, но и характер.
С театральными залами все не так просто, у них есть своя особенная и уникальная функция. Можно сказать, что у них уже есть свой характер, а нам лишь нужно его раскрыть. Задача театра — погрузить посетителя в происходящее на сцене, заставить его чувствовать то, что переживает в тот момент актер или музыкант, а мы должны эти ощущения предсказать, визуализировать и дать им облик.
С первого же момента мы приняли решение — никакого классицизма. Несмотря на то, что мы находимся в Санкт-Петербурге и любим классическую архитектуру, этот театр располагается на дальнем востоке и является частью сверхсовременного комплекса. Пилястры и капители не подходят ему. Мы решили, что сделаем что-то действительно современное, изящное, гибкое и уникальное для России. Что будет ощущаться, как глоток свежего воздуха, в театральном дизайне.
Сначала мы начали размышлять о самом главном в дизайне — функции. У театра функция одна — передача эмоций с особенным характером. Вы, наверное, поспешите сказать, что на сцене главное — талант исполнителя. На что я отвечу так: талант исполнителя это всего лишь часть представления. Древние Греки, изобретатели театрального искусства, использовали на сцене маски, грим, пиротехнику, костюмы, специальные конструкции, чтобы погрузить зрителя в перипетию событий, разворачивающихся на сцене.
Откуда я знаю столько про театральный дизайн? Ответ на этот вопрос и смешной и немного печальный. Когда я учился на архитектора в Греции, имел крайне скромное финансовое положение. С первого курса университета и вплоть до олимпиады «Афины-2005» я работал в компании, которая проектировала и строила театры, музыкальные клубы и концертные площадки, и не просто работал дизайнером, а сам лично занимался строительством, сборкой звукового и светового оборудования, поэтому часто проводил все свободное от работы время за консолью звукорежиссера.
Одна из самых часто повторяемых фраз, которую я слышал от своих греческих коллег, звучит так: Εάν είναι όμορφο, θα παίξει όμορφα. В переводе это значит: если зал красивый, то и звучать он будет красиво. И это выражение нельзя недооценивать. Театральный зал - это закрытое пространство, оно во многом похоже на музыкальный инструмент. Звук в форме вибрации распространяется по залу, отражаясь от гладких жестких поверхностей и растворяясь в мягких рельефных контурах. Главный же и самый непредсказуемый фактор — сама аудитория. Ее количество и состав невозможно предсказать.
Это хорошо знали древние греки, которые строили зрительские места с явным инверсированным контуром под сидениями посетителей, с центром радиуса немного за сценой. Таким образом звук со сцены отражался не от аудитории, а от мрамора под ней.
Изучив помещение дома культуры, мы пришли к выводу что формы акустической гитары лучше всего решают поставленные стилистические и акустические задания, и выявляют характерность зала. После анализа конструкции этого инструмента, мы использовали радиусы стенок гитары и перенесли их пропорционально на стены зала. В итоге и стены, и акустические панели которые их покрывают, имеют мягкие контуры, а тыловая часть зала с любой точки отражает звуковой поток обратно к сцене и центру зала.
Для соблюдения чистоты звукового отражения мы создали два балкона, также в форме гитары. При этом второй балкон используется только для технического освещения. Не обошлось и без главного рефлектора над сценой и оркестровой ямой, без них невозможно добиться отражения звуков, исходящих от оркестра.
Вы, наверное, уже начали искать сходства между формами зала и гитарой, и вы наверняка обратили внимание на овальную конструкцию по центру потолка. В гитаре, как и в большинстве струнных инструментов присутствует отверстие, через которое и выходит созданное струнами звуковое давление. Для театрального зала, потеря звукового давления не всегда хороший феномен, особенно если не происходит активного усиления звука, но, как и в гитаре, большая часть желаемых и не желаемых отражений формируется именно в центре потолка зала. Овальная форма в центре — это инверсированный купол, который может поглощать побочные шумы и вибрации и в контролируемом порядке отражать звуковые волны, равномерно распределяя их по залу. Его форма и угол по соотношению к сцене сможет в реальном времени изменить акустические характеристики зала.
На сегодняшний день, мы прорабатываем трехмерную модель этого зала в формате BIM (Building information modeling) вносим небольшие изменения и подбираем отделочные материалы.
Совсем скоро модель пройдет еще один акустический анализ, и мы начнем интегрировать системы вентиляции, отопления, пожаротушения, верхней и нижней театральной механики, а также подъемники оркестровой ямы.
Материал подготовлен совместно с мастерской дизайна Stardust Design