Секреты подземки: почему не на всех станциях метро есть отопление

В городах со сложившейся застройкой линии метрополитена, как правило, проложены под землей, лишь иногда выходя на поверхность. Чтобы зимой пассажиры не мерзли, на станциях есть отопление – правда, не на всех. Почему?
Секреты подземки: почему не на всех станциях метро есть отопление
Pixabay

Казалось бы, чтобы зимой в метро не было холодно, станции нужно отапливать, однако на самом деле это не совсем так

Метрополитен — городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, отделенная от любого другого транспорта и предназначенная для пассажирского движения. Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость и провозная способность. Крупнейшим метрополитеном в мире по количеству станций и маршрутов является Нью-Йоркский (472 станции, 36 маршрутов), по длине линий — Шанхайский (743 километра), а по годовому пассажиропотоку – Пекинский.

Это интересно

Первое в мире метро было построено в Лондоне и открылось для публичного использования 10 января 1863 года. Это был результат инженерного гения Изамбарда Кингдома Брюнеля, который предложил идею подземной железной дороги ещё в 1846 году. 

 

Проект был встречен с большим скептицизмом и сомнениями, но Брюнель был убежден, что подземная железная дорога может стать эффективным способом транспортировки большого количества людей внутри города. Он представил свой проект Парламенту, и после многих лет обсуждений и споров строительство началось в 1859 году.

 

Первая линия метро протяженностью около 6 километров соединяла два лондонских вокзала — Паддингтон и Фаррингдон. Поезда двигались по двум одноколейным путям, и весь путь занимал примерно 33 минуты. Вагоны были освещены газом, а поезда приводились в движение паровыми локомотивами.

В России метро есть в Москве (с 1935 года), Санкт-Петербурге (с 1955 года), Нижнем Новгороде (с 1985 года), Новосибирске (с 1986 года), Самаре (с 1987 года), Екатеринбурге (с 1991 года) и Казани (с 2005 года). Метропоезда насчитывают, как правило, 4-8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 4-7 метров, а предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае. Минимальные радиусы закругления также значительно больше трамвайных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платформы на станциях обычно имеют длину 100-165 метров и ширину 5-20 метров. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской пассажирской транспортной системы. Стоимость сооружения метрополитена сильно зависит от условий окружающей среды и применяемых технологий строительства. В разных странах исполнение и параметры метрополитенов могут варьироваться.

Чтобы зимой пассажиры метро не мерзли, станции неглубокого заложения отапливаются так же, как подвальные этажи обычных зданий – как правило, тепловыми насосами, которые позволяют значительно экономить энергию. Но глубокие станции, как в центре Москвы и Санкт-Петербурга, не отапливаются в принципе — только вентилируются. В морозы их обогрев обеспечивает тепло, накопленное в летнее время окружающим станцию грунтом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первоначальный прогрев грунта занимает несколько лет, поэтому на новых станциях первое время довольно прохладно. Свой вклад в обогрев вносят поезда и даже пассажиры. Проблемой для глубокого метрополитена является, наоборот, охлаждение летом для удержания комфортной температуры согласно санитарным правилам. Для этого метро вентилируют в ночное время, а днем в жаркую погоду вентиляцию ограничивают.

Бонус: 5 любопытных фактов о московском метро

  • Первая линия Московского метрополитена была открыта 15 мая 1935 года. Она соединила станции «Сокольники», «Красные ворота», «Киевская» и «Парк культуры».
  • Общая длина всех линий составляет более 400 км.
  • Московский метрополитен является одним из самых глубоких в мире. Некоторые станции находятся на глубине до 84 метров.
  • Самая загруженная станция — «Комсомольская» Кольцевой линии. Ежедневно через нее проходит более 170 тысяч пассажиров.
  • В московском метро есть музей, который рассказывает об истории развития метрополитена и его роли в жизни города.