Google на Луне: Космическое надувательство?

Раздумываете, чем бы занять себя на ближайшие годы? Если до 2012-го у вас особых планов нет, но есть желание заработать лишние пару десятков миллионов долларов – займитесь подготовкой лунной экспедиции. Google обещает заплатить, однако у экспертов есть большие сомнения в реализуемости проекта.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совместный проект фонда X-Prize и компании Google — Google Lunar X Prize, объявил на прошлой неделе о призе в 30 млн. долларов, который может достаться любому достаточно образованному и нестандартно мыслящему человеку. Чтобы унести в кармане внушительную сумму, понадобится ни много, ни мало, как — высадить на Луну автоматическую миссию, провести видеосъемку и немного проехаться.

Строго говоря, Google Lunar X Prize — это не единая призовая сумма, а целый набор призов. Главный из них — 20-миллионный — достанется первой команде, создавшей аппарат, который совершит мягкую посадку на земном спутнике и проедет по нему 500 метров, проводя видеосъемку и отсылая отснятый материал на Землю. Если до 2012 г. никто этого добиться не сумеет, срок будет продлен еще на 2 года, а размер премии уменьшится до 15 миллионов. Нелишне будет сказать, что к участию допускаются лишь частные компании и разработчики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предусмотрена награда и за второе место — команда, чей аппарат окажется на Луне вторым, получит еще 5 млн. долларов. Оставшиеся 5 миллионов распределены между различными бонусными выплатами за выполнение других дополнительных задач — работу аппарата в течение всей длинной лунной ночи (она длится 14,5 земных суток), более длинного проезда, обнаружение и съемку аппарата Apollo, находку лунного льда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно, что объем знаний и технологических возможностей, необходимых для того, чтобы потягаться за эту во всех смыслах высокую награду, чрезвычайно велик. До сих пор подобные проекты требовали участия государственных организаций и усилий целых наций, причем технологически самых «продвинутых» в мире. Если же такое удастся частной компании, это будет означать серьезный прорыв не только для нее, но и для всего человечества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, эксперты высказывают серьезные сомнения в том, что это кому-нибудь удастся, и тому есть несколько причин.

Успех предыдущего подобного проекта — премии X Prize, врученной за первый частный аппарат, достигший космоса и вернувшийся обратно — во многом обусловлен личным талантом победившего разработчика SpaceShipOne, Барта Рутана (Burt Rutan). За 8 лет проведения конкурса ни один из участников и близко не подошел к выполнению условий победы, и успех SpaceShipOne в 2004 г. стал большой неожиданностью. К 2012 г. его конструктору Барту Рутану будет уже 71 год, он и сейчас уже довольно пожилой человек, более интересующийся гольфом и отдыхом, нежели созданием лунных модулей.

Расчетная стоимость проекта настолько велика, что может не покрыться даже призовым фондом. К примеру, миллиардер Элон Маск (Elon Musk) уже вложил около 100 млн. долларов в разработку частной ракеты-носителя Falcon 1, а она до сих пор не вышла на орбиту. Так что обещанные 20 миллионов могут оказаться каплей в море — столько потребовалось на создание того же SpaceShipOne, а ведь эта миссия намного проще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, для получения приза необходимо успеть провернуть все до 2012 года — то есть, за пять лет. Эта цифра также кажется весьма недостаточной. В принципе, при успешном завершении проекта Falcon 1 он может послужить основой для лунной миссии (очередные испытания ракеты намечены на конец этого года), но и «Сокол» этот не предназначен для таких далеких полетов. Тем же, кому предстоит начинать работу с нуля, сроки оставлены поистине фантастические.

Крайне сложной технической задачей представляется мягкая посадка на поверхность Луны. Последние 35 лет ни одна страна мира не проводила подобных миссий. В сравнении с нею вывод аппарата на орбиту является просто детской забавой: стартовав с низкой околоземной орбиты, аппарат должен чрезвычайно точно выйти на расчетную траекторию и перейти к окололунной орбите. Но и это довольно просто в сравнении со спуском на поверхность спутника, где в отсутствие атмосферы полагаться придется лишь на точные реактивные двигатели. Даже спуск на поверхность Марса выглядит проще — там можно использовать парашюты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Энергия, необходимая для мягкой посадки, в сотни раз больше той, которая потребовалась для полета SpaceShipOne. А снизить размеры и массу спускаемого модуля будет крайне сложно, ведь ему по условиям конкурса потребуется преодолеть полкилометра по каменистой лунной поверхности, да еще и вести съемку, да еще и транслировать видеозапись на Землю — все это, помимо прочего, требует дополнительных модулей питания.

Наконец, существуют и другие гораздо более реалистичные приложения для инженерных талантов. Назовем, к примеру, Auto X Prize за машину, тратящую 1 л бензина на 100 км пробега, или 10-миллионную премию за достижение в биотехнологии — секвенировании 100 человеческих геномов за 10 дней. Наконец, знаменитый миллиардер Ричард Брэнсон (Richard Branson) вместе с политиком Алом Гором (Al Gore) предлагают 25 миллионов за лучший проект противодействия глобальному потеплению.

Так что вся шумиха, поднятая вокруг Google Lunar X Prize, выглядит как банальная PR-акция, поднятая самой корпорацией Google. Но мы любим Google не только за это. Компания — один из флагманов самых современных технологий, и не только компьютерных. Достаточно сказать, что офис ее переводится на экологически чистые источники энергии («Google вне компьютера»), что продукты ее помогают исследователям обнаруживать следы метеоритов («Бусы кратеров»), а зевакам — гулять по улицам, не выходя из дому («Иллюзия присутствия»).