Слово за слово: как русские аналог Clubhouse создали
Новостная повестка в наше время меняется не просто быстро, а стремительно. И даже проекты, изначально позиционировавшиеся как революционные, часто не проходят проверку вау-эффектом, а вскоре вообще забываются. Пока еще рано судить, станет ли таким «танцем-вспышкой» приложение Роэна Сета и Пола Дэвисона Clubhouse. Как мы помним, социальная сеть, в которой каждому пользователю в прямом смысле слова давалось право голоса, выстрелило в феврале. Одно понятно: у Clubhouse уже абсолютно точно есть достойный конкурент. Это сервис Stereo, созданный миллиардером Андреем Андреевым, имя которого наиболее известно любителям онлайн-знакомств (именно он придумал Badoo и Mamba).
Сама по себе идея платформы, построенной на живом общении, весьма актуальна. В февральском интервью Forbes Россия Андреев лаконично сформулировал причину популярности Clubhouse и Stereo. Аудиосообщения прочно вошли в нашу жизнь, но все еще остаются те, кто противятся новому формату общения и строчат в социальных сетях гневные тирады в адрес аудио-посланий. А регистрация в подобных приложениях автоматически снимает необходимость узнавать «Ты не против, если я запишу аудио?». «Что касается Stereo — люди приходят на сервис тогда, когда они хотят слушать или говорить, и никакого негатива не возникает, — говорит Андреев, — Это выбор, который делаете вы, а не кто-то за вас».
Разбираем принципиальные отличия Stereo от Clubhouse. Во-первых, это архивирование контента. Эфиры Clubhouse следовали исходной схеме Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), где «живые» трансляции не сохранялись. И хотя уже в первые месяцы пандемии Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) осознал ошибку и позволил пользователям оставлять свои «лайвы» в видеозаписях, Clubhouse пока что стоит на своем. И в этом есть определенная прелесть. Так сохраняется непринужденная атмосфера «беседы на вечеринке», да и спикерам не нужно бояться, что впоследствии их слова будут неправильно процитированы или истолкованы. В условиях оголтелой «культуры отмены» (cancel culture) это и правда сильно расслабляет. С другой стороны, Stereo учитывает, что мы живем в эру стриминга и глобализации. И ограничивать пользователей в том, когда они могут что-либо послушать – не самая дальновидная затея. Поэтому эфиры в Stereo сохраняются, и с ними можно ознакомиться в любой момент: и в режиме онлайн, и после.
Во-вторых, Clubhouse изначально привлекал внимание поддержкой звезд и лидеров мнений и стремительно взрастил внушительную базу именитых пользователей. Тут невозможно забыть про золотой pr-ход: предложение Илона Маска побеседовать с Путиным. В Stereo же акцент пока сделан на российских героев самых разных поколений и настроений: Ирина Хакамада, Ксения Собчак, Иван Дорн, Александр Цыпкин, Дмитрий Губерниев, Елена Темникова, Feduk, Антон Лаврентьев, Леонид Агутин, Антон Шипулин, Стас Круглицкий и многие другие (все эфиры заранее анонсируются в Telegram-канале). В «каталоге» есть также Сергей Минаев, которого в феврале заблокировали в Clubhouse. И это тоже отличный рекламный маневр. Вообще вспоминая, что исторически в России часто очень популярны местные площадки (ТГ-каналы, VK, даже LiveJournal), можно предположить, что наши звезды будут более лояльны именно к Stereo.
В-третьих, Stereo готов платить своим пользователям. Это в первую очередь сервис для создателей контента, заинтересованных в саморазвитии. На сайте сервиса даже есть отдельная страница «Конкурс», сообщающая, что авторы-спикеры, набравшие внушительную аудиторию, поощряются денежными вознаграждениями («Выигрывайте до 500,000₽ каждую неделю!»). Хотите – читайте лекции. Любите играть на укулеле – проводите онлайн-концерт. Или устраивайте виртуальный спектакль. Если даже формат kinky party прижился в интернет-пространстве, то у менее экстравагантных форм и того больше перспектив. Руководство Stereo также сообщает, что вот-вот запустит систему пожертвований от пользователей и добавит опцию платных стримов. А в Clubhouse у спикеров множился социальный капитал и слава.
В-четвертых, Stereo и Clubhouse совершенно по-разному подходят к отбору своей аудитории. Clubhouse работает как закрытый клуб. Для регистрации требовался: а) iPhone; б) приглашение от «завербованных». В Stereo же можно регистрироваться с любого устройства и без приглашения. Тут уже сам пользователь решает, что ему ближе: эксклюзивность доступа или демократичность.
Таким образом, Clubhouse и Stereo органично делят рынок нового вида звуковых социальных сетей. Первый имитирует свободные оффлайн-беседы и заодно предоставляет доступ к digital-элите. А Stereo говорит с пользователем на «ты» и представляет собой даже не социальную сеть, а скорее гибрид сервиса радиоэфиров и удобной базы актуального аудиоконтента. Выбор за вами.