Неформат: Косая сажень
Эргономичный размер
Придумывая концепцию широкоэкранного телевидения, инженеры Philips ориентировались на новейшие достижения эргономики, которые показывали, что человеческий взгляд охватывает по горизонтали на 33% больше, чем по вертикали. Следовательно, чтобы не утомлять зрителя и соответствовать последним физиологическим нормам, соотношение сторон экрана нового телевизора должно составлять 16:9. Сказано — сделано: уже в 1991 году с конвейеров Philips и Nokia сошли первые широкоэкранные телевизоры, а наиболее продвинутые спутниковые телеканалы начали вещать в новом формате. Все было бы ничего, не случись в середине 90-х бума на DVD. Новые диски вмещали не только великолепный кинематографический многоканальный звук, но и превосходное изображение. Тут-то всем и потребовались устройства, способные все это воспроизводить. И если с акустикой сейчас все более-менее в порядке, то с изображением все сильно запутано.
Начнем с того, что кинематографисты, растягивая изображение вширь, руководствовались, в отличие от инженеров Philips, не эргономикой, а зрительской психологией. Для них более важным был процесс вовлечения зрителя в действие на экране, чем создание комфорта. Подобный эффект в современном высокотехнологичном кино достигается двумя факторами — объемным звуком и широким экраном. Психологи давно заметили, что именно периферическое зрение и слух ответственны за «реальность» восприятия. В наиболее реалистичных картинах за спиной зрителя непрерывно слышны слабые шорохи и звуки. Причем интенсивность должна быть такой, чтобы зритель на подсознательном уровне хотел обернуться и только события на экране препятствовали бы этому. Задействовать же периферическое зрение можно только одним путем — растягивая картинку по ширине.
Анаморфы
В идеале кинематографический экран должен быть замкнутой окружностью. Нечто похожее я помню с детства — на ВДНХ большим успехом пользовалась «Круговая кинопанорама». Толпу зрителей загоняли внутрь круга, со всех сторон окруженного экранами. Ощущение, действительно, было непередаваемым. Однако технология съемки отличалась такой сложностью, что в этом формате сделали только несколько развлекательных короткометражек.
Похожие методы применялись в формате Cinerama, при котором съемка велась одновременно с трех стандартных 35-миллиметровых камер, после чего пленки склеивались между собой. Получившийся кадр поражал своей шириной — соотношение сторон у Cinerama было 3:1! По этой технологии снято достаточно фильмов — правда, неизвестных у нас. Однако дороговизна съемки, видимые на конечном кадре места склейки и разница в цвете на ее границах привели к быстрой смерти формата.
После массы экспериментов — от кашетирования (закрывания части изображения обычного кадра сверху и снизу черными полосами) до съемки на широкую 70-миллиметровую пленку — кинематограф остановился на технологии компании Panavision. В этом формате применяется обычная 35-миллиметровая пленка и специальные анаморфные объективы, выпускаемые как раз самой же Panavision. Они сжимают изображение по горизонтали. Если смотреть такое кино на обычном проекторе, то головы у всех героев будут сплюснуты по бокам. Даже дегенеративные преступники на экране будут похожи на яйцеголовых интеллектуалов. Зато девушки станут гораздо стройнее. Но чтобы получить натуральный вид, требуются специальные объективы, растягивающие изображение в ширину. Нехитрый набор из трех этих приспособлений с соотношением сторон 2,66:1, 2,55:1 и 2,35:1 полностью перекрывал всю гамму форматов Pana-vision. Дешевизна такой технологии привела к практической монополии Panavision на кинематографическом рынке. Мало того, в последнее время, благодаря стараниям Джорджа Лукаса стандартизировать кинематограф, доминирующим стал формат кадра 2,35:1, который де-факто считается стандартным широкоформатным кино.
Технология DVD (к ней тоже приложили руку инженеры Philips) ориентировалась на понятные электронщикам телевизионные форматы. На диск без проблем пишутся телевизионные сигналы — как в соотношении 4:3, так и в 16:9. Причем для последнего формата используется технология, аналогичная кинематографической Panavision, она так и называется — анаморфная (Anomorphic). При этом физически на диск записывается тот же самый «квадратный» кадр 4:3, только программно сжатый по горизонтали. Если его воспроизводить на обычном телевизоре, то все герои будут, само собой, опять же яйцеголовыми. А вот широкоэкранные телевизоры умеют делать обратное преобразование, поэтому для них анаморфное изображение самое естественное.
Возникает вопрос: а почему на DVD сразу не записывать несжатое изображение в формате 16:9, ведь объем диска позволяет? Ответ искать надо снова у телевидения: практически все существующие форматы телевещания поддерживают только соотношение 4:3. Исключение составляет появившаяся недавно в некоторых странах технология телевидения высокой четкости HDTV. DVD придумывали телевизионщики — следовательно, других альтернатив и быть не могло. Все это замечательно. Но кто смотрит на DVD телевизионные передачи?
Вынужденная эволюция
DVD-диски идеально подходят для домашнего кинопросмотра. Но анаморфный формат DVD, несмотря на сходство названий, не совпадает с анаморфным киноформатом! Ведь под широким экраном телевизионщики подразумевают соотношение 16:9 (если быть точнее 1,85:1), а кинематографисты — 2,35:1. Киношников недавнего времени это очень устраивало. Вот он — еще один дополнительный довод для того, чтобы пойти посмотреть новый фильм в кинотеатр. Иногда даже специально планы выстраивались таким образом, чтобы главные герои стояли по краям экрана: обычные телевизоры их обрезают.
В итоге появился полный гибрид — кашетированное анаморфное изображение на DVD. При этом оно «тянется» до телевизионного формата 16:9, но все равно сверху и снизу остаются небольшие черные полосы. Вот и выясняется, что после покупки ультрасовременного широкоэкранного телевизора смотреть на нем нечего: в пропорции его экрана не укладываются ни привычные телевизионные программы, ни кино- фильмы, а специального, рассчитанного именно под 16:9, вещания у нас нет. Однако, вооружившись пультом управления и необходимыми знаниями, можно привести все это в относительную гармонию. Родившись «неформатными», широкоэкранные телевизоры быстро обзавелись супермозгами.
Переформатирование
Практически все широкоформатные телевизоры известных марок снабжены мощным интеллектом — цифровыми процессорами, которые в меру своих возможностей решают проблему форматов.
Самый простой режим — стандартный 4:3. В итоге мы видим привычный нам экран с сильными боковыми «рельсами» — черными полосами слева и справа. Следующий, очень загадочный, — промежуточный режим 14:9.
В нем стандартное изображение 4:3 тянется в ширину, но не до конца. Ведущие теленовостей получаются сплюснутыми. Зато полосы по бокам не такие широкие, как в стандартном режиме. Для полного уничтожения полос в меню телевизора нужно выбрать WideScreen. Они убираются окончательно, но смотреть такие передачи становится просто противно: все люди кажутся уродами, и даже тощие модели Fashion TV — толстыми базарными торговками.
В реальной жизни всеми этими установками владельцы шикарных телевизоров не заморачиваются, а сразу выбирают режим «Автоформат». Процессор телевизора анализирует изображение и преобразует его так, чтобы оно полностью заняло весь экран. Причем для эфирного сигнала все происходит по логарифмическому алгоритму: картинка остается практически не деформированной в центре и сильно тянется по краям. А вот для киношного формата 2,35:1 такой фокус не проходит. Выхода два. Или придется смотреть кинофильм с небольшими полосами сверху и снизу. Или воспользоваться режимом Zoom. При этом изображение плавно меняет масштаб, пока полосы не исчезнут. Правда, пропадет часть изображения по краям. Существует еще более бесполезный режим — Super Zoom, позволяющий не только масштабировать изображение, но и перемещать окно просмотра по всему экрану. Например, можно посмотреть с хорошим увеличением правый крайний угол. В общем, «натуральный» формат 2,35:1 пока можно увидеть только в кинотеатрах. Но решение на подходе: многие компании в разработках домашних проекторов вплотную приблизились к кинотеатральному качеству. Об этих технологиях в следующем номере.