Взрослые игры: Лучшие миры
Относительно молодая индустрия видеоигр сегодня может похвастаться рекордными достижениями. По данным исследований NPD Group, 2001 год стал переломным для сегмента electronic entertainment: суммарные доходы от продаж игровых приставок и программного обеспечения для них впервые превысили доходы киноиндустрии. По сравнению с 2000 годом продажи игр подскочили на 43%, достигнув невероятной отметки в $9,4 млрд (доходы же от мирового проката кинофильмов составили $8,4 млрд). Видеоигры перестали быть детской забавой, превратившись в полноправную отрасль современных развлечений. По данным той же NPD Group, 60% жителей США регулярно покупают игры и в каждом третьем американском доме есть приставки PlayStation. Не отстает и Япония, где проектируется большинство приставок и где электронные игры давно стали столь же привычной частью обихода, как телевидение или мобильная связь. И хотя Европа слегка отстает от Соединенных Штатов и Страны восходящего солнца по масштабам и темпам проникновения игровой индустрии в повседневную жизнь, Старый Свет движется по тому же самому вектору постепенной, но неуклонной интеграции.
«Рабочими лошадками» индустрии можно назвать телевизионные игровые приставки. Активный жизненный цикл такой системы равен примерно 5 годам: разработчики участвуют в «гонке вооружений», стремясь применить в новых проектах самые перспективные технологии. Сейчас на мировой игровой арене столкнулись сразу 3 приставки — PlayStation 2 от Sony, GameCube от Nintendo и Xbox от Microsoft. Особняком стоит карманная система Game Boy Advance от Nintendo, практически полностью доминирующая в своем «портативном» сегменте рынка.
Интересный момент в том, что все консоли продаются компаниями-производителями в убыток (рыночная цена приставки — от $50 до $100 — ниже ее себестоимости), а прибыль целиком поступает от лицензирования и продажи игрового ПО.
PlayStation 2, о поставке 40-миллионного экземпляра которой гордо рапортует Sony, является безусловным лидером продаж. И хотя технологическая начинка приставки уступает продукции соперников, мощнейшая поддержка со стороны всех крупных игровых издательств сыграла ключевую роль. Следуя духу времени, Sony и Microsoft позиционируют свои консоли как домашние центры развлечений: PlayStation 2 и Xbox могут проигрывать DVD (первая вдобавок оснащена слотом расширения, двумя портами USB и одним FireWire), а GameCube таких функций не имеет и позиционируется как чисто игровое устройство. Важным шагом «маркетинговых войн» стало решение Microsoft встроить в Xbox модем и жесткий диск объемом 8 ГБ. Не желая отставать в деле освоения онлайновых горизонтов, компания Sony анонсировала широкополосный сетевой адаптер (10/100 Мб) и 40-гигабайтный HDD для PlayStation 2, с аналогичным объявлением выступила и фирма Nintendo. Этой зимой все 3 консоли продолжат схватку в онлайне: веб-поддержка и система голосового общения интегрируются во многие игры; готовятся десятки эксклюзивных сетевых проектов; в сотрудничестве с крупнейшими мировыми интернет-провайдерами созданы необходимые сервисы.
Во всех приставках, за исключением Game Boy Advance, реализована региональная защита, обходить которую позволяют специальные MOD-чипы. Продажа и установка этих микросхем, делающих возможным запуск на консоли не только игр других регионов, но и их нелегальных копий, а также «непрофильного» ПО, законодательно разрешена только в Австралии. В Канаде, например, за распространение чипов был недавно осужден владелец компьютерного магазина, а один из производителей этой «скользкой» продукции для Xbox — гонконгская компания Lik Sang подвергается судебным преследованиям со стороны Microsoft. Классические аксессуары для приставок — различные вариации игровых манипуляторов.
В этой области работают несколько производителей, включая такую известную компанию, как Logitech, недавно представившую линейку аналоговых беспроводных джойпадов для Xbox и PlayStation 2, позволяющих геймеру комфортно управлять процессом игры на расстоянии до 9 м от консоли. Nintendo самостоятельно производит беспроводной джойпад Wavebird (радиус действия — 6 м). Немалой популярностью пользуются всевозможные модели «световых» пистолетов для стрельбы по виртуальным мишеням на экране телевизора, джойстики с режимом отдачи, комплекты рулей и педалей для автосимуляторов (тут вне конкуренции Driving Force от Logitech), карты флэш-памяти высокой емкости. Японское подразделение Sony разработало серию игр EyeToy для PlayStation 2: используя недорогую USB-видеокамеру, пользователи могут вводить свое изображение непосредственно в игру и при помощи естественных движений управлять им. В самом ближайшем будущем консоли обзаведутся чертами цифровых видеомагнитофонов: ожидается, что в следующем году на рынке появятся комплекты с ТВ-тюнером для записи сигнала на жесткий диск приставки.
Лишь отдаленно походя на своих незамысловатых предков, современные игровые приставки вполне способны служить ядром домашнего развлекательного комплекса, и все указывает на то, что с прошествием времени их функциональность будет только возрастать.