Удачная находка инженерной мысли: почему крылья самолётов загнуты на концах
Любой, кто хоть раз летал на самолётах, обращал внимание на крылья пассажирских лайнеров. У некоторых они заканчиваются прямой кромкой, а у некоторых — загибаются на концах. Чаще всего вверх, а порой — и вверх, и вниз.
Эти элементы называются законцовками, задача которых — минимизировать завихрения воздуха, возникающие из-за разницы обтекающего крыло сверху и снизу потоков. Если на основной плоскости крыльев эта разница играет полезную роль, которая и поднимает самолёт вверх, а на конце крыльев эти завихрения имеют уже негативный характер, создавая замедляющие потоки воздуха и увеличивая расход топлива.
Для того, чтобы снизить вредные завихрения и сопротивление потоку набегающего воздуха, а вместе с этим и уменьшить расход топлива авиационные инженеры придумали вертикальные элементы. Несмотря на то, что детали на законцовках добавляют вес самолёту, на дальних полётах они обеспечивают экономию топлива, поэтому-то впервые и появились на дальнемагистральных лайнерах.
Устанавливают эти законцовки как на самолёты Boeing и Airbus, так и на отечественный SuperJet. У каждого производителя они называются по-своему: у Boeing законцовки зовутся winglets (на фото в тексте), у Airbus — sharklets (на заглавном фото), а у SSJ — saberlets. Выполняют все они одну и ту же функцию, а носят разное имя просто из коммерческих соображений — это зарегистрированные каждым авиапроизводителем торговые марки. Позднее появились горизонтальные законцовки, направленные назад по ходу полёта, которые также обеспечивают более оптимальное обтекание крыла потоками воздуха.
Загнутые вверх или вниз крылья самолётов — не дизайнерское, а вполне практичное решение, призванное снизить расход топлива в полётах.