Как заставить парусное судно двигаться быстрее ветра

Парусным называют судно, которое использует для движения парус и силу ветра. Выходит, что его максимальная скорость ограничена скоростью ветра? Не совсем так.
Как заставить парусное судно двигаться быстрее ветра
Pixabay

Объясняем, почему парусные суда способны развивать скорость быстрее ветра

Первые парусные суда появились еще несколько тысяч лет назад, в эпоху древнейших цивилизаций, но и на современных транспортных судах порой применяется парусное оснащение — в качестве вспомогательного движителя, позволяющего существенно сократить расход топлива. Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса. Корпус является основной частью судна, рангоут — это система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней и постов наблюдения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рангоут может быть как неподвижным (мачты, стеньги, бушприт), так и подвижным (реи, гафели, гики). Такелаж разделяется на стоячий и бегучий: стоячий служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек, а бегучий предназначен для управления парусами — подъема, уборки и тому подобного. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной или нержавеющей стали во избежание коррозии.

Парус представляет собой кусок материи (на современных судах – синтетической). Он крепится к рангоуту при помощи такелажа и позволяет трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые: прямые имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или трапеции. Изменяя такелаж, руль, а иногда и киль или центр тяжести, матрос управляет силой ветра, давящего на паруса, чтобы изменить направление и скорость судна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Против ветра парусное судно по понятным причинам идти не может — большинство из них не способно следовать курсу под углом меньше 45 градусов к ветру. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветренной стороны, применяется лавировка. С набором хода попутный ветер слабее наполняет паруса, поэтому судно не обгонит ветер таким способом. Но на курсе, перпендикулярном ветру, давление воздуха на косо поставленный парус мало зависит от скорости, поэтому судно может плыть даже быстрее ветра.