Вы наверняка слышали, что скорость, с которой ходят по морям и океанам суда, измеряют не в километрах в час и даже не в милях в минуту, а именно в узлах. Рассказываем, что это за единица измерения и откуда она взялась.
Почему скорость движения судна измеряют именно в узлах: простое объяснение

Что это за узел такой, откуда он взялся и где его завязывают?
Что за единица измерения морской узел
Стоит отметить, что узел является единственной широко распространенной единицей скорости, имеющей собственное название. Десятичные приставки, служащие для образования кратных и дольных единиц, с узлом не используются. Узел — это самостоятельная единица измерения, которая применяется без добавок вроде «в час» или «в секунду». Один узел равен скорости равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю.
И хотя первоначальное название было связано с непосредственными узлами на веревках и сегодня такие предметы уже давно не используют, термин — все еще в ходу. Сегодня измерить скорость кораблей можно с помощью новейших и спутниковых систем, однако в качестве уважения памяти морского дела, в этой сфере принято продолжать использовать название «узлы».

Чему равен один морской узел
По международному определению, один узел, таким образом, равен 1852 м/ч или 0,51444 м/с. Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами Международной системы единиц. В России узел допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока действия с областью применения «морская навигация». Узел входит в Общероссийский классификатор единиц измерения.
История распространения морских узлов как единицы измерения
Распространенность узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчетах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Происхождение названия этой единицы связано с использованием ручного лага – прибора для измерения скорости судна, в простейшем варианте представлявшем собой доску, привязанную к длинному тросу (линю) таким образом, чтобы при выбрасывании за борт движущегося судна она тормозилась о воду.
История этого термина идет из глубокого прошлого, когда первые мореходы без каких-либо приборов были вынуждены узнавать, в какой точке «большой воды» прямо сейчас они находятся. Одним из показателей, который помогал им определить, на сколько миль они отдалились от берега, была именно скорость. Измерять ее решили соорудив простой, но весьма рабочий прибор.

Он назывался ручным лагом и в простейшем варианте представлял собой доску, привязанную к длинному тросу (линю) таким образом, чтобы при выбрасывании за борт движущегося судна она ударялась о корабль.
На лине были завязаны узелки на одинаковом друг от друга расстоянии – оно заранее подбиралось таким образом, чтобы количество узлов на выброшенном за борт лаге, прошедших через руку измеряющего за определенное время, численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час. Измерения скорости всегда выполняли с подветренной стороны, чтобы вывести лаг в кильватер, поскольку при плавании под парусами он всегда отклонялся к наветренной стороне.
Конечно, ни о каких таймерах в то время речи и не шло — время замеряли с помощью песочных часов. Когда метод стал распространен, моряки стали завязывать узлы по единому «стилю». Так, чтобы каждый промежуток соответствовал скорости хода корабля в одну морскую милю в час.