Кинотеатр на носу: Очки – внуки летных шлемов
Основным камнем преткновения для разработчиков мобильных электронных устройств (сотовых телефонов, смартфонов, карманных игровых приставок
У этой проблемы есть несколько интересных решений. Например — технология миниатюрных лазерных проекторов, разработанная компанией Explay (первые их экземпляры поступят в продажу в течение ближайших нескольких месяцев — мы писали об этой технологии в заметке «Кинотеатр в кармане»). Или гибкие дисплеи на органических светодиодах, которые можно будет попросту скручивать в трубочку (о таких технологиях мы писали не раз: «Гибкий подход»). Наконец, еще один вариант — дисплей, интегрированный в очки.
Именно это направление разрабатывает израильская компания Lumus, основанная Иаковом Амитаи (Yaakov Amitai) — военным пилотом и физиком, который посвятил много лет совершенствованию голографических дисплеев, встроенных в пилотные шлемы.
В наши дни наголовные дисплеи ассоциируются прежде всего с продвинутыми компьютерными играми и технологиями виртуальной реальности, но первыми их стали использовать военные летчики. Еще в 1916 г. некто Альберт Бэкон Прэтт (Albert Bacon Pratt) запатентовал идею шлема с интегрированным дисплеем, с помощью которого летчик мог бы управлять бортовым пулеметом. Разумеется, технологический потенциал для реализации этой идеи в те времена отсутствовал — первые шлемы со встроенными дисплеями появились лишь в начале 1960-х.
Но сегодня ученые уже сумели интегрировать дисплей не только в громоздкие шлемы, но и в небольшие солнцезащитные очки. Созданное в Lumus устройство позволяет просматривать фильмы и изображения, не отвлекаясь при этом от дел — очки остаются достаточно прозрачными для того, чтобы сквозь них можно было хорошо видеть. Вот как они работают.
Собственно дисплеи располагаются по бокам очков — там, где к линзам крепится дужка. Изображение передается на них по беспроводной связи, с мобильного телефона или другого электронного устройства. Основой для миниатюрного проектора могут послужить дисплеи любых известных в настоящий момент типов — LCD, OLED
Когда пучок света сталкивается с границей между двумя материалами, имеющими разный коэффициент преломления, часть света проходит сквозь границу, а часть — отражается от нее. Чем острее угол падения, тем труднее свету пересечь эту границу. Эффект полного внутреннего отражения можно наблюдать в случае, если свет попадает в прозрачный канал и падает на его стенки под достаточно острым углом. Если коэффициент преломления внешней среды ниже, чем у канала, свет не может выбраться наружу. Эффект полного внутреннего отражения широко известен. Именно благодаря нему работают оптоволоконные системы связи.
Иаков Амитаи догадался, что изображение можно транслировать к глазам пользователя, используя в качестве световода саму линзу очков. Перенаправление света к глазам осуществляется посредством специальных рефлекторов, интегрированных в центр линзы. Разрешение подобных очков ограничивается разрешением установленных на дужках дисплеев. Как отмечает сам разработчик, сегодня маленькие дисплеи высокого разрешения попросту не производятся, однако с технологической точки зрения ничего невозможного в них нет. Так что в принципе очки способны давать картинку чуть ли HD-DVD — другое дело, что столь тяжеловесное видео современные мобильные устройства вместить пока не могут.
Пока очки с дисплеем существуют лишь в виде нескольких тестовых прототипов, однако уже в 2008 г. компания Lomus планирует организовать их массовое производство. Правда, первые партии очков достанутся армии — когда их начнут продавать простым смертным, пока неясно. Впрочем, и появление гибких дисплеев — не за горами. Один из вариантов технологии предполагает использование тончайших нанопроводов из меди, золота и серебра: «Большие, яркие, гибкие».
По публикации The Future of Things