Паутина и песок: Человек-спецэффект
Третьего фильма о «Человеке-пауке» поклонники ждали с нетерпением. Первые две серии о приключениях героя в красно-синем костюме (Тоби Магуайр) собрали более $1,6 млрд. по всему миру, и продолжение было всего лишь вопросом времени. «Мы хотели соответствовать ожиданиям аудитории и даже превзойти их», — говорит продюсер Лаура Зискин. Режиссер всех трех картин Сэм Рэйми рассуждает более практично. «Мы учли уроки прежних фильмов, так что могли совершать новые ошибки и не повторять прежних», — говорит он.
Страсти в песочнице
Самым эффектным и самым дорогостоящим персонажем «Человека-паука 3» стал Песочный человек — бывший заключенный, который в результате неудачного научного эксперимента приобрел фантастическую способность рассыпаться на песчинки и принимать любую форму.
Вопрос, каким образом перенести этого персонажа на экран, начал обсуждаться в 2004 году, еще до того, как был готов сценарий фильма. «Мы пришли в студию Sony Pictures и сказали: ‘Мы хотим сделать Песочного человека, сколько это будет стоить?', — вспоминает продюсер Лаура Зискин. — Они поперхнулись, потому что сумма была большая, но потом посчитали и согласились, поняв, что на этом можно неплохо заработать».
Легко сказать! Последующие несколько недель съемочная группа посвятила экспериментам с песком. Из разных штатов на студию спецэффектов Imageworks привезли более дюжины образцов песка. Все образцы стояли в аккуратно подписанных баночках в кабинете Скотта Стокдыка, руководившего созданием спецэффектов для фильма. «Песок обладает уникальными свойствами, — восхищался Скотт. — Он может вести себя как твердое тело — посмотрите на отдельные песчинки! Он также может вести себя как жидкость — представьте перекатывающиеся дюны». Чтобы получше ознакомиться со свойствами песка, его изучали в микроскоп, разбрасывали, швыряли им в каскадеров, пересыпали через ступеньки — все для того, чтобы понять, как песок функционирует, как он при этом выглядит и как его правильно преподнести на экране. «Вот поэтому мне и говорят, что киношники — сумасшедшие люди», — вздыхает режиссер Сэм Рэйми. Оператор Билл Поуп запечатлевал все эти эксперименты на пленку.
В ходе экспериментов стало понятно, что, какой песок ни выбери, везти его в нужном для съемок количестве будет очень дорого. Кроме того, песок слишком тяжелый и представляет опасность для актеров и каскадеров на съемочной площадке — они рисковали оказаться погребенными заживо. Так что вместо настоящего песка создатели фильма решили использовать сухую кукурузную крупу мелкого помола. Она выглядит практически как песок, но по весу в два раза легче, хорошо пропускает воздух и, соответственно, более безопасна. Больше всего кукурузная крупа напоминала каменистый песок из штата Аризона, так что именно его и взяли за образец. По словам режиссера, «настоящий», то бишь кукурузный, песок появляется в одном из каждых пяти «песочных» кадров.
Новая роль продюсера
Что же было в остальных «песчаных» кадрах? Цифровой аналог песка, над которым два с половиной года трудились десятки программистов студии Imageworks. Созданная ими программа Sandstorm («Песчаная буря») создавала алгоритм движений каждой песчинки, позволяя управлять миллиардами частиц песка в каждом кадре. В предыдущих аналогичных программах счет шел всего лишь на тысячи. «Это совершенно новая технология, ничего подобного зрители еще не видели», — говорит продюсер фильма Ави Арад. За «человеческую» составляющую Песочного человека отвечал актер Томас Хейден Черч. Чтобы показать, как из массы песка появляется его лицо, пленка с лицом актера проецировалась на экран и совмещалась с компьютерными эффектами.
Одним из первых «подвигов» Песочного человека становится ограбление инкассаторской машины. Эту сцену снимали в Кливленде, где городские власти с радостью позволили съемочной группе перекрыть десяток кварталов. «Мы не могли допустить, чтобы во время исполнения сложного трюка на улице случайно очутился какой-нибудь прохожий или чтобы кто-нибудь вдруг вышел на улицу из магазина», — объясняет оператор Билл Поуп. Несчастного охранника, жертву Песочного человека, сыграл продюсер фильма Грант Кертис. «А что, должность у него такая — деньги беречь», — шутили в съемочной группе. Для сцены, в которой песок засыпает машину и охранника вместе с ней, бронированный автомобиль пришлось поднять и наклонить под углом в 50 градусов — так, чтобы песок мог заполнять машину, но практически не давить на продюсера. Песка, то есть кукурузной крупы, на эту сцену ушло почти две тонны.
Человек-паук позже откроет главную слабость своего сыпучего соперника — это вода. Над сценой, в которой вода смывает Песочного человека под землю, работал Джон Фрезиер, когда-то отвечавший за спецэффекты в фильме «Посейдон». Вода выбрасывалась из трубы на расстоянии примерно 15 м от места действия; насосы обеспечивали ее циркуляцию и повторное использование. «На экране вода кажется толстой колонной высотой метра в два; на самом деле сердцевина этой колонны была пустой и мы ограничивали высоту столба воды», — объясняет Фрезиер. Сам же Песочный человек в этой сцене был цифровым: слишком велик был напор воды, чтобы прибегать к услугам каскадеров.
Ложка дегтя
Другой злой гений Человека-паука в этом фильме — Веном. Газетный фотограф и конкурент Питера Паркера, он становится жертвой инопланетного паразита, который превращает его в агрессивное чудовище. На студии Imageworks все экранные воплощения Венома разделили на три стадии: в момент первоначальной трансформации он еще человек, которого со всех сторон оплетают черные липкие усики; когда он злится, то видно, как животное начало в нем одерживает верх; и наконец, в финале Веном окончательно превращается в классического персонажа комиксов с угрожающе отвисшей челюстью и полным ртом острых зубов. На этой стадии персонаж целиком становится продуктом компьютерной графики.
«Веном был менее сложен технически, чем Песочный человек, — говорит режиссер Сэм Рэйми. — Наша основная проблема состояла в том, что у него должны быть очень характерные движения — мощные, изящные и животные одновременно». Работая над этим персонажем, аниматоры просмотрели множество документальных фильмов о хищниках, изучая, как передвигаются львы и гепарды.
Роль Венома сыграл актер Тофер Грейс. Когда его пригласили на роль, он решил, что все перевоплощения героя будут сделаны на компьютере и беспокоиться ему не о чем. Он ошибался. «В первый же день съемок на меня вылили какую-то жидкость типа дегтя, и эта пакость попадала мне в глаза», — жалуется актер. Но это еще не все. На надевание костюма Венома уходил час; последующие четыре с половиной часа занимал сложный грим, в который входил также набор вставных клыков; у актера от них болели десны. Кроме того, к внешнему слою грима прикреплялась хирургическая нить, потянув за которую, можно было исказить черты лица персонажа. «В какой-то момент, когда мы снимали мое превращение в Венома, я подумал — на что я подписался?! — рассказывает Тофер Грейс. — Я был целиком вымазан какой-то черной липкой гадостью, к моему лицу были прикреплены веревочки, и одни люди тянули их вверх, а другие вниз... В общем, если вы видите, что моему персонажу больно — имейте в виду, тут и играть особенно не требовалось».
Как заставить зрителя переживать
Песочным человеком и Веномом заботы съемочной группы не ограничивались. «В этом фильме полно длинных планов, где мы переходим от живого актера к цифровому двойнику, потом снова к живому актеру крупным планом, потом снова в цифрового двойника — и все это в одном плане, который на вид кажется единым целым, — говорит оператор Билл Поуп. — Кажется, что актер совершает чудеса на наших глазах, но на самом деле это невероятно сложная комбинация разнообразных отдельных элементов. Мы комбинировали дистанционно управляемые камеры, съемки на фоне голубого экрана, цифровые эффекты, живые трюки, миниатюры, фоновые съемки и так далее».
Специально для этого фильма была разработана новая технология, позволявшая более качественно интегрировать живые съемки с компьютерными эффектами. Речь идет о «цифровых каскадерах», заменяющих настоящих актеров в тех сценах, когда происходящее выходит за рамки человеческих способностей. Раньше в этом качестве использовались исключительно детальные компьютерные модели. Съемочная группа «Человека-паука 3» пошла по другому пути и придумала, как совмещать цифровые тела с «живыми» съемками актерских лиц.
Яркий пример применения этой технологии на практике — сражение Питера Паркера с Гарри Осборном, уверенным, что Человек-паук виновен в смерти его отца. Идея показать героев в их человеческом, а не в сверхъестественном комиксовом облике принадлежала режиссеру; он хотел, чтобы это была «драка между старыми друзьями, у которых произошла ссора, а не классическое сражение супергероев». «Это здорово, что тут видны наши лица — зритель больше переживает за персонажей!», — добавляет Тоби Магуайр.
Бóльшую часть трюков в этой сцене актеры проделали самостоятельно, вися на тросах в студии, на фоне голубого экрана. На экране герои, сражаясь, постепенно поднимаются на уровень крыш, но на съемочной площадке актеры оставались на одном месте; вокруг них двигалась установка с несколькими дистанционно управляемыми камерами. Траектория движений камер сохранялась в памяти компьютера и могла быть воспроизведена позже, а также служила основой для более совершенной версии той же сцены, в которую, конечно же, добавляли фантастические элементы и цифровых дублеров.
Чтобы получить отдельно изображение лица, актеров усаживали в кресла, которые могли поворачиваться, подниматься и опускаться. Установленные вокруг камеры воспроизводили ту же траекторию, что и во время описанных выше съемок. В этот раз актеры концентрировались на своей мимике. Ассистенты показывали лазерной указкой, куда следует смотреть, и просили принять какое-нибудь выражение — скорчить рожу, нахмуриться, улыбнуться, ну и так далее. Полученный материал комбинировался с версией битвы, над которой уже поработали аниматоры. «В том, что касается лица, мы не можем позволить себе ошибаться, — говорит аниматор Спенсер Кук. — Любой зритель умеет интерпретировать человеческую мимику, и в случае ошибки все быстро поймут, что дело неладно».
Продюсер Лаура Зискин говорит, что затраты «Человека-паука 3» на спецэффекты выросли на 30% по сравнению с предыдущей серией. Для фильма было сделано 930 планов с эффектами, которые занимают примерно 70 минут экранного времени. По официальным данным, бюджет третьего «Человека-паука» составил $258 млн., что делает его одним из самых дорогостоящих фильмов в истории кино. Впрочем, ходят слухи, что цифра эта изрядно преуменьшена. Так или иначе, за первые месяцы проката фильм заработал больше $300 млн. только в Америке. И... компания Sony Pictures готовится снимать следующий фильм про Человека-паука.