Технический вопрос: зачем нужны отверстия в иллюминаторах самолетов
Крошечные отверстия в стеклах несут довольно важную функцию
Круглое окно в борту корпуса корабля, подводной лодки или пассажирского самолета принято называть иллюминатором – от латинского слова illuminator, то есть буквально «осветитель». Исторически наиболее распространенная круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также технологической простотой изготовления круглых деталей.
Ранее рамы иллюминаторов изготавливали из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках, а в настоящее время широко распространены прямоугольные иллюминаторы. Как правило, иллюминатор герметичен, а на судах он часто имеет еще и металлическую штормовую крышку либо съемный щиток. Бывают и совсем экзотические конструкции вроде стекла с подогревом для очистки от снега и льда.
Но почему иллюминаторы в авиалайнерах имеют небольшие круглые отверстия в стекле? Все дело в давлении. На высоте, где летят реактивные самолеты, температура воздуха составляет около -50 градусов, а разница температуры с аэропортом доходит до 80 градусов. Если бы прослойка между двойными стеклами иллюминатора была герметичной, давление воздуха в ней менялось бы на треть атмосферы.
Это создавало бы колоссальную нагрузку на стекло иллюминатора – чтобы избежать его разрушения, стекло пришлось бы делать значительно более толстым и тяжелым. Небольшие отверстия в нижней части стекла позволяют давлению в иллюминаторах выравниваться с давлением в салоне самолета, а потери тепла из-за них совсем незначительны.