За кулисами пуска: как устроен космодром «Восточный»

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное. Оно привлекает энтузиастов, приезжающих посмотреть на запуск собственными глазами, и зрителей, следящих за ним онлайн. Его обсуждают и комментируют, за него волнуются. А между тем к старту ракета готовится куда тщательнее, чем актриса к премьере. Это событие – главное и единственное в ее жизни, и приготовления начинаются задолго до пуска, в монтажно-испытательном комплексе.
За кулисами пуска: как устроен космодром «Восточный»

Российский космодром Восточный начали строить более чем через полвека после Байконура. Казалось бы, архитектура таких проектов не слишком изменилась за это время, и даже носители в целом остались похожими. Первая пусковая площадка на Восточном даже предназначена для ракет «Союз-2», дальних потомков баллистической Р-7 Сергея Королева. Однако различия между старейшим и новейшим космодромами принципиальные.Байконур возводился военными и эксплуатировался как военный объект, с оглядкой на возможное боевое применение. Поэтому практически все строения на нем разнесены на большое, часто избыточное расстояние. Стартовая площадка ракет «Протон-М» расположена в нескольких десятках километров от стартовых площадок «Союза», соединяясь с ними тонкими нитями грунтовых дорог и железнодорожных путей. С военной точки зрения это разумно: даже в случае удара противника прямо по космодрому часть элементов пусковой инфраструктуры уцелеет. Но с точки зрения логистики такое решение – постоянный источник сложностей. Поэтому новый, теперь уже вполне мирный космодром Восточный спроектирован совсем по-другому.
Стартовые площадки – и уже построенная для запуска ракет «Союз-2», и еще строящаяся для «Ангары» – расположены компактно, всего в паре-тройке километров друг от друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже ощущение от нового космодрома совсем другое. Пока тебя возят по красивым шоссе с массой указателей и дорожных знаков, кажется, будто ты попал в какой-то технопарк, занимающийся электроникой, а не ракетной техникой. Административные здания, заправочные станции – все даже слишком аккуратное. Здесь же находятся здания монтажно-испытательных корпусов, которые на Восточном объединены в Унифицированный технический комплекс (УТК), где идут подготовка и испытания ракет и космических аппаратов перед выведением их на старт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо монтажно-испытательных корпусов в состав УТК на Восточном входят склад блоков, трансбордерная галерея и заправочно-нейтрализационная станция. Их близкое соседство сокращает время и затраты на транспортировку космических ракет и аппаратов, а значит, уменьшает и связанные с этим риски. Достаточно вспомнить, как в 2003 году во время перевода в горизонтальное положение тяжелого метеоспутника NOАA-19 на калифорнийском заводе Lockheed Martin Space Systems его опрокинули, впоследствии затратив 130 млн долл. на восстановление.

Космический конвейер

Пока что главным минусом для зрителей остается расположение Восточного: от ближайшего пассажирского аэропорта под Благовещенском до него более 200 км. Правда, уже в 2023-м рядом с космодромом должен открыться новый. Зато соседство с Благовещенском позволяет доставлять самые большие и негабаритные грузы на космодром по воде – например, Северным морским путем, а далее по Амуру. В 2020 году таким способом сюда прибыли комплектующие стартового стола для ракеты «Ангара». Когда (и если) начнется эксплуатация сверхтяжелой ракеты «Енисей», ее негабаритные части также можно будет транспортировать на Восточный грузовыми судами.
Первый пункт на их пути – склад блоков, где формируются сборочные «пакеты» для ракет-носителей, разгонные блоки и сами космические аппараты, готовящиеся к отправке. Отсюда все комплектующие развозятся по трансбордерной галерее на низкой железнодорожной платформе, которая движется практически без толчков и вибраций. Она полностью автоматизирована и, ориентируясь с помощью лазеров, позиционируется на месте с допуском менее миллиметра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общая площадь галерей и построек УТК достигает почти 45 тыс. кв. м – это 8–10 футбольных полей. Внутри комплекса мгновенно сохнет нос от низкой влажности: все здания оснащены единой системой очистки воздуха. Обычно «чистое помещение» для точной сборки космических аппаратов находится в монтажном корпусе, отделяясь от основного дополнительными стенками. А вот в УТК такого «аквариума» нет: атмосфера, очищенная от пыли по стандарту ISO7, поддерживается внутри всего комплекса – плюс дополнительный контроль влажности и температуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутреннее пространство монтажно-испытательных корпусов разделено на несколько рабочих мест, предназначенных для аппаратов разных типов. В каждом установлено специализированное оборудование для проверки разгонных блоков, блоков выведения или спутников. Тут же висят таблички – например, «Рабочее место разгонного блока "Фрегат"». Внутри очень светло: помимо ламп и прожекторов, теряющихся под высоченным потолком, одна из стен сделана стеклянной, позволяя получить достаточно естественного света.

Пока что в УТК ведут подготовку ограниченного набора систем, связанных с запусками ракет «Союз-2». Когда с Восточного начнутся старты «Ангары» разных типов, от легкой до тяжелой, комплекс справится с ними без дополнительной перестройки и модернизации. Уже сейчас склады УТК и открытые площадки космодрома заполнены множеством металлических конструкций – это комплектующие для стартового стола и башни обслуживания ракет «Ангара», разложенные аккуратно, как детали конструктора LEGO перед сборкой. Сооружение начнется в 2021 году, первый старт запланирован на 2022-й, а в 2023-м должен состояться запуск «Ангары-А5П» с кораблем «Орел».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расширение УТК потребуется, лишь когда придет время перспективной сверхтяжелой ракеты «Енисей». Однако, если Россия действительно возьмется за реализацию лунной программы и начнет запускать «Енисеи», для них будет построен новый монтажно-испытательный комплекс.

В отличие от Байконура, напоминающего военный аэродром, Восточный – космодром мирный, и его УТК работает, словно обычное гражданское производство. На вход поступают комплектующие, на выходе появляются готовые ракеты-носители, собранные с полезной нагрузкой. Вопрос лишь в том, удастся ли Роскосмосу загрузить этот конвейер и когда.