Ингениаторы: Реконструкция
На очередном повороте идущий впереди нас красный Mitsubishi Lancer съезжает на обочину. Один из пассажиров машет рукой — мол, езжайте за нами. Автомобиль сворачивает на проселочную дорогу, мы повторяем маневр и останавливаемся, поскольку дальше проехать не можем — глубина луж явно великовата для нового главредовского Ford S-Max. Придется идти пешком. Вскоре наши провожатые сворачивают к забору, обтянутому зеленой пластиковой лентой с надписью «Зона таможенного контроля — Customs Control Zone». Ныряем под ленту, обходим дом, и перед нами открывается вид на площадку, где установлено самое настоящее грозное оружие древности.
Экспериментаторы
«Вот наша стройплощадка, — говорит Герман, лидер команды и главный конструктор требушета, обводя рукой пространство рядом с домом в деревне Затулки Тверской области. — Вот телега, которую мы построили в позапрошлом году. Прошлым летом строили двухпалубный плот, правда, решили его сюда не тащить, остался на речке. А осенью задумали сделать требушет. Долго прорабатывали и улучшали конструкцию, рисовали планы и подробные чертежи, планировали закупку материалов. А потом мы с Володей и Константином построили действующую модель с рычагом в 1 м и назвали ее ‘требушешечка'. Нам так понравилось, что на ноябрьские праздники мы решили построить полноразмерную модель. И, как видите, отлично получилось!»
«Только не подумайте, что эту идею нам подсказала ‘TechInsider' (статья "Хулиганские изобретения" в №11'2006. — Редакция "ПМ"), — ревниво добавляет Герман. — Я, конечно, постоянный читатель вашего журнала, но эта идея у нас появилась раньше! Хотя картофельную пушку я тоже пробовал построить, но не совсем удачно — отделался относительно легко, обгоревшими бровями и ресницами».
«Но требушет — наша гордость», — говорит Герман. Выглядит это сооружение действительно внушительно — добротно сколоченная из бруса конструкция поддерживает 6-метровую стрелу. На ее коротком конце висит деревянный ящик с грузом — полтонны валунов и мешков с цементом.
Весенняя профилактика
Команда создателей требушета проверяет, как их сооружение выдержало зиму. Под весом орудия колеса увязли в раскисшей земле, рычаг слегка перекосился, но это не страшно. При прошлых выстрелах погнулось крепление одного из блоков, ребята быстро прикручивают рядом еще один дополнительный. Сразу же выясняется, что при такой конфигурации его крепление тоже не выдержит, и после быстрого обсуждения один из строителей уходит к дому в поисках длинного лома. Лом найти не удается, вместо него блок укрепляют двумя длинными водопроводными трубами. Я с удивлением наблюдаю за столь быстрой и согласованной работой команды. «Это еще что! — говорит Герман. — Процесс строительства выглядел намного круче: ночь, везде леса, жужжание бензопилы, визг болгарки, стук молотков, а наверху в свете автомобильных фар Михаил со сварочным аппаратом мастерит ось рычага».
Профилактика завершена. Приступаем к зарядке — четыре человека крутят рукоятки из половинок черенка лопаты, наматывая трос на ворот. Герман ловит спусковой трос и, повисая на нем, дотягивает наконец петлю и зацепляет ее за спусковой крюк. В пращу вкладывают 10-кг кусок бревна, все отходят в сторону, и главный конструктор лично дергает за трос, привязанный к спусковому крюку. Потом дергает еще раз — сильнее, и еще раз. Никакой реакции. После осмотра выясняется, что крюк перекосило. Поправить его — вопрос нескольких ударов молотком, но сделать это во взведенном состоянии невозможно, поэтому требушет осторожно разряжают, разматывая трос.
К бою товсь!
Но вот требушет снова заряжен. Рывок спускового троса — и рычаг, разматывая трос с ворота, лениво поворачивается и роняет снаряд на землю в трех метрах от требушета. Герман хватается за голову: «Забыли! Забыли трос размотать!» К тому же выясняется, что при зарядке сорвало с креплений одну из досок, к которой прикреплен спусковой крюк. Прикрепить ее обратно можно только снизу, поэтому впятером мы поднимаем и держим платформу, пока Артем с помощью молотка выполняет ремонт.
Вновь взводим и заряжаем орудие. В этот раз разматываем трос и аккуратно укладываем его вдоль желоба. За трос дергает Артем. Спусковой крюк вновь заклинило, но с помощью грубой силы удается все-таки освободить петлю. Рычаг резко дергается, праща делает элегантное движение, снаряд взлетает почти вертикально вверх — на высоту в несколько десятков метров — и вновь приземляется в трех метрах от требушета, оставляя в размокшей земле изрядную вмятину. «Ну, это мы поправим», — оптимистично заявляет главный конструктор и берет молоток. Уставшая команда вновь взводит требушет. После короткой коррекции «пальца» на конце рычага с помощью молотка Герман лично дергает за трос, и рычаг, взмахнув пращой, выбрасывает снаряд по идеальной баллистической кривой метров на двести...
Вдохновленная успехом, команда вновь взводит требушет. Но ресурс орудия исчерпан — подгнившее за зиму дерево не выдерживает, и рычаг с полутонным грузом с грохотом падает на землю, чудом никого не задев. Главный конструктор осматривает останки орудия, а затем задумчиво говорит: «Ну что же, следующий наш требушет будет стальным! Хотя у нас много и других интересных проектов. Например, было бы интересно покорить воздушный океан...»
Братья Райт, берегитесь!
Видеоролики, демонстрирующие реконструированный требушет, можно увидеть в личном блоге одного из «ингениаторов», Владимира. Но какими трудами это досталось! Посмотрите записи, сделанные редакцией — это смешно и поучительно.