Иной «путь в зловещую долину»: почему нам неприятны роботы
Чем больше роботы похожи на людей, тем проще кажется «общение» с ними. Инстинкты подсказывают нам, что «умные» машины с «внешностью» человека вычленят из нашей сумбурной разговорной речи нужные команды и верно их исполнят. В то же время при таком «разговоре» может возникнуть неприятное чувство обмана, которое носит название «эффект зловещей долины». Ощущение тем сильнее, чем больше в андроиде человеческих черт, которые при ближайшем рассмотрении оказываются совершенно неестественными.
Где же грань между комфортным интерфейсом машина-пользователь и излишней схожестью неживого с живым? Когда роботы начинают нас раздражать?
Общепринятая теория «зловещей долины» гласит, что когда люди видят робота с человеческими чертами, то на подсознательном уровне приписывают ему разум. Сторонники этого предположения уверены, что именно ощущение того, что машина обладает разумом, хотя не должна, приводит к неприятному чувству. И чувство это, по большей части — страх.
Психологи из частного исследовательского Университета Эмори в США не согласны с этой теорией. В новой статье, опубликованной в журнале Perception, авторы показывают, что приписывание андроиду разума — лишь первый шаг на пути в «зловещую долину». Неприятные ощущения возникают, по мнению исследователей, в момент осознания, что настоящего разума у машины нет. То есть знаменитый «эффект» — это самое обычное разочарование, вызванное завышенными ожиданиями. Довольно знакомое чувство для многих людей, если взглянуть на статистику разводов.
Руководитель исследования доктор Ван Шеншэн полагает, что «очеловечивание» роботов в первые сотни миллисекунд «общения» с ними вызваны особым когнитивным механизмом распознавания лиц — тем же механизмом, который вынуждает нас видеть лица в облаках и рисунке на обоях.
Подобные исследования важны как для дизайна роботов-андроидов, так и для понимания того, как люди распознают себе подобных. «Роботы все больше входят в жизнь человека, заполняя сферы от образования до здравоохранения, — сказал Ван Шеншэн, — То, как мы их воспринимаем и относимся к ним, важно как с точки зрения инженеров, так и психологов».