Ирак виртуальный: Игры для выживших

Лечить посттравматический синдром можно с помощью виртуальной реальности. Солдатам, вернувшимся из Ирака, будут прописаны сеансы видеоигр, воспроизводящих атмосферу войны во всех возможных жестоких подробностях.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посттравматический синдром (ПТСР) — комплекс психических нарушений, вызванный чрезвычайно острыми и болезненными впечатлениями, которые человек пережил в недалеком прошлом. Стрессовые события и саму болезнь разделяет латентный период, который обычно длится от нескольких недель до полугода. Для посттравматического синдрома характерны повышенная тревожность, подавленность, склонность к агрессии и суициду, чувство вины, навязчивые воспоминания и кошмары, а также другие малоприятные вещи.

Заболеть ПТСР может любой человек, переживший ситуацию, связанную с прямой угрозой жизни и выходящую за рамки привычного человеческого опыта. По вполне очевидным причинам, этим недугом часто страдают солдаты, вернувшиеся из «горячих точек». Для лечения этой категории пациентов американские ученые предлагают использовать компьютерные игры, детально воспроизводящие атмосферу войны. Как утверждают ученые, повторное переживание стрессовой ситуации в абсолютно безопасном месте должно помочь ветеранам избавиться от психических последствий войны. Сама по себе эта идея далеко не нова — дозированное воспроизведение травмирующих событий широко используется при лечении самых разнообразных фобий, таких как боязнь высоты или самолетов. И все же использовать в качестве лекарства компьютерные игры, состоящие из максимально реалистичных сцен насилия, предлагается впервые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Группой специалистов из университета Северной Калифорнии и английского Университета Ридинг создана весьма изощренная система визуализации современной войны. Пациент помещается в комнату размерами 3х3 м, каждая стена которой является огромным экраном. Перед ним открывается динамическая панорама боевых действий, происходящих в Иракском населенном пункте (виртуальном, разумеется). В процессе «прогулки» по поселку он слышит звуки автоматных выстрелов, гром взрывающихся бомб, шум вертолетных винтов и т. д. Кроме того, он чувствует ряд специфических запахов — пороха, пота, горящей резины и восточных специй. Для достижения нужного терапевтического эффекта оператор может увеличивать или уменьшать накал боя, регулируя уровень тех или иных раздражителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо панорамной видеокомнаты куда проще было бы использовать обыкновенный компьютерный шлем, оснащенный наушниками и встроенными мониторами. Однако ученые утверждают, что в этом случае появляется шанс усугубить психическую травму пациента. Дело тут в том, что гарнитура для виртуальной реальности очень напоминает каску, которая входит в комплект экипировки бойцов, поэтому ее применение может вызвать уже чересчур острые переживания и ассоциации. В настоящий момент методика проходит первые испытания на добровольцах. По словам разработчиков, она уже позволила избавиться от навязчивых кошмаров и мучительных воспоминаний нескольким участникам боевых действий в Ираке.

Читайте также о других возможностях современных виртуальных технологий: «Максимальное погружение», и об использовании виртуальной реальности в исследованиях мозга: «Мысленно с вами».