Космические вышибалы: Как подвинуть МКС
Чтобы уйти от столкновения с опасным объектом, станции необходимо вовремя изменить свою орбиту. Коррекция орбиты МКС осуществляется с помощью российских грузовых кораблей «Прогресс» — пристыкованный к станции корабль попросту толкает ее в нужном направлении. При этом все его восемь двигателей работают в довольно сложном режиме, направляя вектор тяги точно через центр масс станции (иначе она неминуемо начнет вращаться). В случае, если рядом со станцией не окажется ни одного «Прогресса», в ход будут пущены двигатели самой станции. Они установлены на российском служебном модуле «Звезда», который был запущен еще в 2000 г. и стал одним из первых сегментов станции. Двигатели «Звезды» бездействуют вот уже шесть лет — это немалый срок для любой техники, не говоря уже о технике космической. Поэтому в конце текущего года астронавты собираются проверить степень их работоспособности, осуществив несколько тестовых запусков.
На самом деле, коррекция орбиты МКС является для астронавтов вполне обычной и даже рутинной операцией. Каждый раз, когда с Земли прибывает очередной корабль, станцию немного смещают к точке встречи. Регулярные коррекции необходимы и для того, чтобы компенсировать тормозящий эффект земной атмосферы, действующий даже на высоте в 320 км. И все же изменения орбиты не всегда проходят гладко. Так, в декабре, когда перед стыковкой с шаттлом Discovery орбиту МКС требовалось приподнять на 5 км, двигатели «Прогресса» были досрочно выключены автоматикой из-за компьютерного сбоя. По счастью, удачно оказалась вторая попытка — двигательные установки честно отработали расчетные 22 минуты 44 секунды, выведя станцию на нужную орбиту.
Если будет обнаружено небесное тело, грозящее врезаться в МКС, маневр уклонения будет начат лишь за полтора витка до точки пересечения курсов, при этом в запасе у астронавтов останется не менее двух часов. К этому моменту наземные центры смогут точно определить, насколько реальна угроза столкновения, а также выбрать один из возможных вариантов ухода — подъем вверх или спуск вниз. До этого момента маневры нежелательны, поскольку «девять шансов из десяти, что опасность окажется ложной», — считает специалист NASA Джек Бэкон (Jack Bacon). Внеплановые коррекции орбиты крайне негативно сказываются на работах, проводимых на станции, поэтому их следует всячески избегать. «Не стоит маневрировать без крайней необходимости. Запуск двигателей — очень ответственное и хлопотное мероприятие», — добавляет Бэкон.
Как бы то ни было, никто не может дать обитателям станции гарантий полной безопасности. Наземные радары способны обнаруживать частицы космического мусора размером с теннисный мяч — более мелкие объекты им пока не доступны. Между тем станция сама по себе может противостоять объектам не крупнее горошины, да и то не всегда.
По публикации Air&Space