Электронный братец Гримм: Сказкогенератор
Программа-сказочник называется MEXICA, а ее создателя зовут Рафаэль Перез-и-Перез (Rafael Pérez y Pérez). От других компьютерных программ, способных писать связные тексты и даже стихи, MEXICA отличается умением различать и анализировать эмоциональную составляющую сюжета. «В процессе создания сказки программа учитывает личные отношения, связывающие персонажей. Она использует заложенные в нее знания об эмоциях для того, чтобы вырабатывать наиболее логичное развитие сюжета», — поясняет ученый. О преимуществах этого подхода свидетельствуют результаты специального исследования, в рамках которого читатели сравнивали сказки, написанные разными программами и людьми: наивысший балл получили сказки MEXICA — «за связность сюжета, структурную целостность, интересное содержание общее качество».
Вот как выглядит алгоритм ее работы. Разработка сказки начинается с создания базовой фабулы, например: «Великан ранил рыцаря. Принцесса вылечила рыцаря. Рыцарь убил великана. В награду рыцарь получил принцессу. Конец». Программа рассматривает отношения, возникающие между персонажами, и присваивает им числовые значения, отражающие степень взаимной приязни или, наоборот, неприязни. По сути, речь идет о простейшей шкале эмоций, в которой самая низкая оценка (-3) означает лютую ненависть, а максимальная (+3) соответствует безумной любви. Программа также определяет степень напряженности повествования на каждом этапе рассказа через простейший анализ слов (в приведенном примере на напряженность указывают слова «ранил» и «убил»), при этом каждому сюжетному узлу также присваивается соответствующий числовой «коэффициент напряженности».
После формирования «эмоциональной матрицы» и «графика напряженности» сказки программа приступает к деталям. Для этого используется специальная база данных, в которой содержатся действия и события, которые могут произойти со сказочным героем. Автор программы называет их «атомами», поскольку именно из них, как из простейших кирпичиков, складывается все повествование. Для каждой ситуации, предусмотренной основным сюжетом, программа подбирает наиболее подходящий атом, сверяясь с текущим статусом индекса напряженности и значением эмоциональной матрицы. На заключительном этапе MEXICA анализирует сказку на связность и увлекательность. С точки зрения программы, самыми интересными являются те варианты, в которых уровень напряженности подвержен сильным колебаниям. Если сказка окажется слишком скучной или недостаточно связной, программа будет заменять и добавлять в нее новые «атомы» до тех пор, пока не получит приемлемый результат.
Рафаэль Перез надеется, что MEXICA, так же как и ее будущие аналоги, не будет использоваться в качестве замены живому человеку. Ведь конечной целью самого исследователя является изучение творческой деятельности, а свою программу он рассматривает лишь как научный инструмент.
По информации News in Science