Рисунки на коже: На игле
Татуировки вошли в моду, по сути, совсем недавно — каких-то два-три десятилетия назад. Из маргинального украшения байкеров, наркоманов и уголовников рисунки на коже внезапно превратились в фетиш вполне благополучных слоев общества. Оказалось, что этот способ самовыражения близок каждому третьему американцу среднего возраста. В нашей стране процесс «легализации» еще не достиг пика, хотя по изобилию всевозможных тату-салонов мы уже можем соперничать со Штатами. Итак, что же должен знать каждый, чтобы при случае уметь поддержать интеллектуальную беседу об изобразительном искусстве? Особенно если речь идет о картине на попе очаровательной незнакомки?
Иглы под кожу
Как известно тем, кто в школе умудрился прогулять не все уроки биологии, наша кожа — штука довольно сложная. Внешний ее покров — эпидермис — постоянно самообновляется. На его нижнем слое находятся делящиеся клетки. Их потомки, оттесняемые наружу, постепенно заполняются роговым веществом и превращаются в кожные чешуйки, которые со временем отшелушиваются. Эпидермис защищает нас от всевозможных вредных воздействий окружающей среды, начиная от избыточного облучения ультрафиолетом и заканчивая норовящими проникнуть в организм инородными телами. Под эпидермисом лежит основа кожи — дерма, состоящая из прочных волокон соединительной ткани и содержащая всякую полезную начинку вроде сосудов, потовых желез, нервных окончаний и корней волос.
Татуировку делают, загоняя иглой частицы жидкого красителя в кожу на глубину в 0,5−2 мм, в идеале — на границу между дермой и эпидермисом. Поскольку эпидермис полупрозрачен, нанесенный на дерму узор виден сквозь него на просвет. Современные красители состоят из очень мелких частиц минерального или органического пигмента, гомогенизированных в жидкости на основе этилового спирта, глицерина
Теоретически тату можно сделать на любой части тела, покрытой кожей, хотя на ладонях и ступнях, скажем, рисуют редко — эпидермис там достаточно толст и качественный рисунок сделать сложно. Отдельный разговор — слизистые оболочки. Там татуировки, вернее, татуаж выполняют по схожей методике, но совсем другими красками, да и держится рисунок всего несколько лет: на слизистых эпидермис очень тонкий и сменяется прямо-таки стремительно.
Темная сторона
Первое, чем обычно интересуются люди, задумавшие сделать себе тату: а будет ли больно? Вопрос очень индивидуальный. Как рассказывает опытный, проработавший в Москве шесть лет, мастер Дмитрий (просивший не называть его фамилию), кто-то во время процедуры просто засыпает, а с кем-то и пяти минут не проработаешь спокойно. Кроме индивидуальной чувствительности, многое зависит и от выбранного места. Считается, что чем ближе к костям, тем больнее, лучше всего переносятся уколы на руках и ногах, а, скажем, шея или живот более чувствительны. Если больно, но очень хочется, можно использовать анестезирующий крем. Некоторые мастера стараются его избегать, поскольку считается, что «замороженная» кожа менее отзывчива, другие считают это предрассудком. А вот анестезию алкоголем отвергают все — расширение сосудов ведет к усилению кровотечения: и работе мешает, и заживлению не способствует.
Еще один важный вопрос — безопасность. Татуировка — это, по сути, открытая рана, и плохо стерилизованные инструменты (часть из них одноразовые, но не все) способны занести в организм много интересных болячек, от СПИДа до гепатита. Большинство мастеров, конечно, дорожат своей репутацией, но лучше все-таки самому убедиться, что стерилизация проводится по всем правилам (см. врезку «Убей микроба»).
Самый опасный период — несколько дней (неделя, иногда больше), пока кожа заживает. В это время в рану очень просто занести заражение, которое, помимо прочих очевидных неприятностей, скорее всего, приведет и к выталкиванию краски — потребуются дополнительные сеансы корректировки. Вот здесь, как отмечает Дмитрий, люди чаще всего и делают глупости. Вместо того чтобы, как велено мастером, делать минимум движений и мазаться противовоспалительными кремами, горячие головы спешат на улицу. Одна дама — между прочим, со следами медицинского образования — сразу после процедуры рванула купаться в каком-то заброшенном карьере. Удивительно, как вообще жива осталась. Некоторые умники делают тату на стопе зимой, а потом удивляются, почему она так долго не заживает — это при ежедневном-то сеансе «парилки» в теплой обуви.
Правильно зажившая татуировка, как правило, не доставляет своему владельцу особых неприятностей. Хотя косметические проблемы могут подстерегать повсюду: от неудачного пореза или укуса насекомого, на месте которого образуется некрасивый шрам, до непроходящей годами аллергии. В США отмечено и несколько курьезных случаев, когда обследование с помощью медицинской аппаратуры, использующей эффект ядерного магнитного резонанса, приводило к ожогам татуированной кожи. Дело в том, что энергия сильнейшего магнитного поля, порождаемого ЯМР-спектрографами, ферромагнетиками (иногда входящими в состав пигментов), поглощается намного лучше, чем телом человека. Отчасти по этой причине пациентам с металлическими имплантатами — кардиостимуляторами, штифтами
Краски для жизни
Татуировки — одна из наиболее консервативных косметических техник. Мы не так уж далеко ушли от гавайцев, у которых, как считается, европейские и американские моряки переняли привычку украшать свое тело несмывающимися узорами. Но научно-технический прогресс все же неизбежно вносит определенные коррективы в самые, казалось бы, незыблемые вещи — быстрее всего меняются пигменты. На выпуске красок для тату специализируются несколько компаний, и практически каждый год они выпускают новые, более яркие и стойкие к выцветанию составы. Не так давно появились пигменты, которые светятся в ультрафиолете. На их основе делают как обычные тату, расцветающие под «черным неоном» новыми яркими красками, так и незаметные при обычном освещении татуировки, которые видны только в клубе — или под кассовой машинкой (той, которой купюры проверяют на подлинность).
Отдельный вопрос — временные татуировки. После того как Роберт Де Ниро, Брэд Питт, Вин Дизель замелькали на экранах с разрисованной кожей, мода на временные татуировки буквально захлестнула мир. Бытует мнение, что некоторые временные татуировки могут держаться на теле несколько месяцев. В принципе, если эти несколько месяцев лежать неподвижно, не потеть, не мыться и ничего не трогать, то да, могут. В обычных же условиях временной тату хватает лишь на несколько дней. Делают ее либо рисуя на поверхности кожи стойким красителем (хной с добавлением пигментов, специальным маркером), либо наклеивая тонкую пластиковую основу с рисунком. И то и другое, кстати, не очень полезно: пластик не позволяет дышать, а «хна» всех цветов радуги часто вызывает аллергию. В принципе, опытный химик по вашему заказу, наверное, сделает краску, выцветающую через какой-то промежуток времени, — ею можно набить обычную татуировку. Вот только как это отразится на здоровье, одному богу известно. Прежде чем пигменты сертифицируют для столь ответственного использования, они проходят множество испытаний. Вероятно, в будущем появятся пигменты и с программируемым обесцвечиванием или предсказуемым изменением цветовой гаммы (например, при облучении светом с заданной длиной волны), но вряд ли это случится в ближайшие годы.
С глаз долой
Человек — существо непостоянное. От любви до ненависти зачастую один шаг: кому-то «грехи молодости» мешают продвигаться по службе, кому-то постоянно маячащая на теле картинка просто надоедает. В соответствии с классической формулой, избавиться от тату стоит в несколько раз дороже, чем ее заполучить. Методов всего два: удаление слоя кожи и разрушение частиц красителя с помощью лазера. Первый способ относительно прост (например, участок с татуировкой шлифуют фрезой), но образующиеся после заживления рубцы красоты отнюдь не добавляют. Попытки «выжигания» рисунка с помощью лазера поначалу приводили к похожим результатам, но потом косметологи нашли выход. Коэффициент поглощения монохроматического лазерного излучения у частиц пигмента и кожи разный — стало быть, можно подобрать такую длину волны, чтобы краска ее «ловила», а эпидермис, напротив, свободно пропускал. Мощный импульс длительностью в несколько наносекунд разрушает молекулярные связи в органических частицах красителя, не очень сильно травмируя окружающие ткани. Процедуру приходится повторять многократно, «выжигая» пигмент слой за слоем. Если татуировка многоцветная, может потребоваться несколько разных лазеров: для каждого красителя оптимальна своя длина волны. Неодимовый лазер (рабочая среда — иттрий-алюминиевые гранаты с примесями неодима), испускающий свет с длиной волны 1064 нм, используют для удаления черного или красного пигмента татуировки, а с удвоителем частоты (532 нм) — пурпурного и оранжевого пигмента. Рубиновый (694 нм) и александритовый (725 нм) лазеры эффективны при выведении синих, черных и зеленых татуировок. Но гарантий здесь нет, и если краска стойкая и проникла на большую глубину (это характерно для любительских наколок), то поможет только пересадка кожи. Некоторые специалисты используют холодно-плазменный коагулятор, фактически маленькую электродуговую сварку, которая последовательно испаряет нужные слои кожи, — говорят, результаты дает неплохие.
Хорошая альтернатива удалению — коррекция татуировки: опытный мастер может сделать из недоразумения настоящий шедевр. Стоит это, правда, дороже, чем «первичная тату», да и удалить лазером подобную «многослойную конструкцию» будет в случае чего намного сложнее.