Иркутский СУ-30СМ: из Индии в Россию
Не секрет, что для многих предприятий российской «оборонки» работа на экспорт стала единственным способом выживания во времена, когда закупки нового оружия для ВС РФ финансировались крайне скудно. Тогда Россия вооружала других, но держала свою армию на голодном пайке, и этот исторический момент трудно оценить позитивно. Тем не менее работа по экспортным контрактам позволила нашим предприятиям не только не утратить производственный потенциал, но и предложить более совершенную технику уже Российской армии, когда деньги на перевооружение появились.
Сделать то, чего не было
Создание «иркутской ветви» Су-30МК — это одна из наиболее интересных историй постсоветского авиапрома. Крестными отцами самолета можно считать двух руководителей: генерального директора Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО, в 2002 году преобразовано в корпорацию «Иркут») Алексея Федорова и генерального конструктора «ОКБ Сухого» Михаила Симонова. Позже большую роль в развитии программы сыграл президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, под руководством которого линейка иркутских Су-30 развивалась в интересах Министерства обороны РФ.
Cу-30МКИ (индекс МК означает «коммерческий, модернизированный», а следующая буква зарезервирована за страной-заказчиком, в данном случае Индией) стал первым в нашей стране серийным самолетом, относящимся к классу многофункциональных истребителей. Исторически сложилось так, что в СССР машин такого класса не производили. Боевая авиация была специализированной по видам решаемых задач: перехватчики, фронтовые истребители, машины для захвата господства в воздухе, ударные самолеты. Для огромного советского парка боевых самолетов это было отчасти оправдано. В новых исторических условиях для внешнего, а затем и для внутреннего рынка пришлось создавать более универсальные боевые машины — многофункциональные истребители.
Изначально программа Су-30МКИ была задумана для сохранения за Россией одного из самых емких и привлекательных рынков боевых самолетов — Индии. Проблема заключалась в том, что индийский рынок относится к высококонкурентным. Продвинуть на него самолеты, которые серийно выпускались в России в начале 1990-х годов, не представлялось возможным. Кроме того, Индию категорически не устраивала роль простого покупателя вооружений. В новой программе она хотела выступить в роли заказчика, который определяет требования к самолету, а также участника кооперации и производителя самолетов по лицензии.
Сумма инноваций
Запросы ВВС Индии были исключительно высокими. Это потребовало максимального использования при разработке Су-30МКИ научно-технического задела, наработанного к тому моменту российской авиационной и радиоэлектронной промышленностью. Достаточно назвать лишь некоторые из многочисленных инноваций.
Су-30МКИ стал первым в мире серийным сверхманевренным истребителем, что было обеспечено установкой двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, передовой системой дистанционного управления и отечественными наработками в области аэродинамики. Силовая установка Су-30МК включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31ФП с осесимметричным соплом. Суммарная тяга на форсаже 25 000 кгс обеспечивает горизонтальный полет со скоростью 2 М на большой высоте и скорость на малых высотах 1350 км/ч.
Дифференциальное отклонение на углы до ±15 градусов осесимметричных сопел двигателей, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.
До Су-30МКИ ни один истребитель в мире в экспортном исполнении не оснащался бортовым радиолокатором с фазированной антенной решеткой. Эта технология, относящаяся к пятому поколению боевой авиации, в тот период использовалась на ограниченном числе истребителей ВВС США. Интегрированный радиолокационный прицельный комплекс с ФАР, установленный на Су-30МКИ, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырех из них. Также стоит отметить, что на серийных Су-30МКИ впервые в отечественной практике установлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), имеющее открытую архитектуру. На момент запуска программы в России не было некоторых электронных систем, реализующих жесткие требования индийских заказчиков. Поэтому впервые в отечественной практике было принято решение интегрировать в состав БРЭО компоненты западного производства. С этим блестяще справились конструкторы «ОКБ Сухого», Раменского приборостроительного конструкторского бюро и других отечественных компаний.
Покупателей стало больше
Однако проблемы проекта далеко выходили за рамки техники. Требовались нестандартные управленческие решения. Впервые столь сложная программа была организована коммерческим предприятием — ИАПО, которое в начале 1990-х по решению государства было акционировано. Необычно большой была и глубина планирования. Уже при подписании первого поставочного контракта в 1996 году был намечен 20-летний план развития программы. Помимо разработки и поставок он включал передачу документации, создание производственных мощностей, развертывание эксплуатационной инфраструктуры, обучение специалистов для лицензионного производства в Индии компанией HAL. Ранее работы такого масштаба в нашей стране организовывались и координировались на уровне как минимум отраслевых министерств.
Другая сложность заключалась в том, что ИАПО пришлось формировать и координировать принципиально новую для отечественного ОПК интернациональную кооперацию. Наконец, на ИАПО полностью легло бремя решения финансовых проблем, связанных с разработкой, испытаниями и подготовкой производства нового боевого комплекса.
Несмотря на все перечисленные сложности, в 2002 году первый Су-30МКИ был передан ВВС Индии. Машина достаточно быстро прошла стадию «детских болезней» и стала флагманом индийской военной авиации. Ряд последующих контрактов, подписанных по инициативе минобороны Индии, довел суммарный заказ на Су-30МКИ до 272 машин. Позитивный опыт Индии сподвиг на приобретение иркутских Су-30МК еще двух заказчиков: Алжир и Малайзию. Отметим, что эти страны также относятся к категории привередливых покупателей, поскольку имеют возможность выбирать между российской и западной техникой.
Лидер авиапрома
В процессе работы над алжирским Су-30МКИ (А) и малазийским Су-30МКМ машина постоянно совершенствовалась. Повышалась надежность, улучшались эксплуатационные характеристики, в состав БРЭО вводились новые системы. Прибыль от зарубежных поставок вкладывалась в техническое переоснащение Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация "Иркут"". В результате к настоящему моменту он стал одним из лучших в технологическом оснащении предприятий не только авиапрома, но и всего российского ОПК.
Помимо машин, относящихся к «индийской» ветке Су-30МК, здесь производится Як-130 — двухместный учебно-боевой самолет. Также на ИАЗ начато строительство первых образцов новейшего российского среднемагистрального лайнера МС-21, который, как ожидается, сможет показать конкурентоспособные экономические характеристики за счет использования в конструкции композитных компонентов.
О том, как благотворно отразился на судьбе иркутского предприятия успех проекта МКИ, рассказал президент ОАО «Корпорация "Иркут"" Олег Демченко: "Программа Су-30МКИ стала базой для развития нашей корпорации. Прибыль от экспортных поставок мы инвестировали в развитие новых проектов, таких как учебно-боевой самолет Як-130 и пассажирский лайнер МС-21. Не менее важное направление наших инвестиций — кардинальное техническое переоснащение Иркутского авиационного завода. Мы провели комплексное внедрение цифровых технологий, обновили станочный парк, внедрили мировые стандарты качества, провели массовую переподготовку инженеров и рабочих. В результате существенно повысились возможности предприятия. В прошлом в лучшие годы мы поднимали на крыло до 30 истребителей в год. Сегодня суммарный ежегодный выпуск Су-30СМ и Як-130 приближается к 60 машинам. Рост достигнут на фоне огромной работы по подготовке к серийному выпуску самолетов МС-21 и производству первых лайнеров МС-21−300, предназначенных для проведения испытаний".
Делаем для себя
Оптимальное сочетание боевой эффективности и эксплуатационных характеристик иркутских Су-30 и стоимостных параметров программы привлекло внимание Министерства обороны России, приступившего в начале 2010-х годов к кардинальному переоснащению боевого авиационного парка. В результате в 2012 году были подписаны контракты на поставку ВВС России двух больших партий многофункциональных истребителей Су-30СМ. Эта машина стала развитием экспортных самолетов Су-30МКИ и Су-30МКМ. В короткие сроки «Иркут» и «ОКБ Сухого» доработали самолет под требования МО РФ, и в 2013 году он успешно прошел испытания, открывшие ему дорогу в войска. Сегодня вооруженный истребителями Су-30СМ полк, дислоцированный на авиационной базе Домна Восточного военного округа, полностью освоил новую машину и несет боевое дежурство.
Двухместный многофункциональный Су-30СМ выбрала для своих береговых частей морская авиация ВМФ России. Поставка их в войска уже ведется. Новым зарубежным заказчиком Су-30СМ стал союзник России по ОДКБ Казахстан. У семейства «иркутских» Су-30 хорошие перспективы. Суммарный заказ на самолеты Су-30МКИ/МКИ (А)/МКМ/СМ превысил 400 самолетов. Ожидается, что он будет увеличиваться. Около 300 самолетов успешно эксплуатируются в войсках. Первые поставленные в Индию машины входят в среднюю стадию жизненного цикла, что обещает серьезные заказы на ремонт.
Плюс «БраМос»
Разворачиваются работы по модернизации истребителей. Первый такой проект — оснащение части Су-30МКИ сверхзвуковыми крылатыми ракетами «БраМос». «БраМос» — еще один громкий российско-индийский проект, в котором с нашей стороны участвовало реутовское ОАО «ВПК "НПО машиностроения"". "БраМос" построен на основе экспортной противокорабельной ракеты "Яхонт" (в отечественной версии она называется П-800 "Оникс"). Ракета предназначена для уничтожения широкого спектра целей, отличается высокой дальностью полета (до 290 км), большой сверхзвуковой скоростью (до 2,8 М), мощной боевой нагрузкой (до 250 кг), а также малой заметностью для радаров. Полет ракеты, вес которой в базовом варианте составляет 3000 кг, осуществляется в диапазоне высот 10−14 тысяч метров по переменной траектории. В новой ракете на практике реализован принцип "выстрелил и забыл", поскольку цель ракета находит сама. Ракета воздушного базирования легче базовой на 500 кг. По оценке специалистов, аналогов такой ракеты, которая имела бы сверхзвуковую скорость и подобную дальность полета, в мире пока нет. По отношению к зарубежным аналогам, которые сегодня эксплуатируются, "БраМос" имеет преимущества по скорости в три раза, по дальности действия — в два с половиной раза, по времени реагирования — в три-четыре раза.
Первый доработанный в Индии самолет, предназначенный для испытаний авиационной версии ракеты «БраМос-А», в феврале 2015 года передан ВВС Индии. Комплекс Су-30МКИ + «БраМос» обладает уникальными возможностями по поражению морских целей, имеющих сильную ПВО. Обсуждается программа «большой модернизации», в результате которой «иркутские» Су-30 получат более эффективный локатор и обновленное БРЭО.
Интересно, что линейка самолетов Су-30МК имеет не только «индийскую», но и «китайскую» ветвь. Производство Су-30МКК было организовано на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Но это уже совсем другая история.