Сразу после введения строгих карантинных мер в городе Ханчжоу, расположенном в 570 км от Уханя, городской совет 3 февраля призвал три базирующихся в городе крупных IT-компании — Ali Cloud, DingTalk и Alipay — организовать онлайн-команду для разработки так называемых «кодов здоровья». Через три дня проект возглавил горком партии. Секретарь Чжоу Цзяньюн сделал предложение на партийном совещании: чтобы помочь предприятиям возобновить работу, город должен играть на преимуществах своей цифровой экономики. Он предложил создать единую платформу цифрового декларирования, включающую персональные электронные коды здоровья и систему обмена данными.
Как китайская партия и Alibaba построили систему кодов COVID-19

При этом секретарь парткома потребовал, чтобы система была запущена уже на следующий (!) день. Сотрудники Alibaba после этого предложения, от которого, судя по всему, нельзя было отказаться, работали круглосуточно и ранним утром 7 февраля, система, получившая название «Зеленый код Юханя» (по названию района города, в котором она заработала), была официально запущена. Первые 269 тысяч человек ввели свою информацию в течение 24 часов, и далее китайцы стали обкатывать новую технологию. 11 февраля Ханчжоу официально активировала по городу систему «кодов здоровья», а на следующий день было принято решение распространить её на всю провинцию.

Однако город, пусть и один из центров цифровой экономики Китая, и 58-миллионная провинция — совсем не одно и то же. Возглавивший проект старший технический эксперт Ali Cloud Data Intelligence Ли Хай Лонг расценил решение запустить систему через 48 часов как военный приказ.
«Первоначальная команда состояла из четырех человек, а сложность и точность алгоритма увеличивались экспоненциально, — комментировал ситуацию глава Ali Cloud в провинции Хубэй Ли Хао Лонг. — И меч висел над моей головой».
Если точность алгоритмов в 90% в Ханчжоу устраивала, то при переносе системы на провинцию с 58-миллионным населением с Ли стали требовать 100% точности. Непонятны были и критерии присваивания кодов. Контактировавшим с заболевшими и членам их семей автоматически присваивались красные коды — это было просто. А вот какой код присваивать людям, проехавшим через Хубэй без остановки? Или жильцам многоквартирного дома, где обнаружен заболевший COVID-19? Всем выдать красные коды? Появлялись новые данные о бессистемной или ложноотрицательной инфекции, что влекло за собой очередную смену правил и алгоритмов.
Когда в 3 часа ночи 13 февраля команда Ли наконец выдала первую строку кода, до запуска системы оставалось всего 40 часов, а ясности правил и алгоритмов кодирования все еще было недостаточно. Ли отвечал более чем на 50 звонков в день, и на еще большее количество не мог ответить, так как говорил в это время по телефону. В какой-то момент Ли Хао не спал 48 часов и до сих пор не может вспомнить, ел ли он вообще в тот момент.
14 февраля в два часа дня, после 23 часов напряженного труда работа над алгоритмами была завершена, и команда приступила к окончательному кодированию. Тем не менее Ли требовалось оставаться гибким — правительство обновляло правила ежедневно — как вести себя и контролировать население в общественных местах, аптеках, супермаркетах, скоростных поездах, предприятиях. Появлялись новые проблемы: например, что делать, если на одного человека зарегистрировано несколько телефонов?

15 февраля был завершен тест системы и она была активирована на всю провинцию. В первый день она выдала миллион кодов, через три дня их количество превысило 10 миллионов. Руководство позвонило Ли Хао и предложило ему отдохнуть, но он отказался — первые 24 часа работы системы были критическими. Наконец, кто-то из коллег позвонил в отдел кадров, и несколько коллег насильно засунули его в машину и отправили домой. Когда ранним утром он подъезжал к дому, охранник района, узнав, чем он занимается, встал и отдал ему честь.
Уже на следующий день система показала свою эффективность — в Ханчжоу прибыл первый после введения карантина поезд из Гуйяна с пассажирами с зелеными кодами. Ранее для этого приходилось долго получать справку о состоянии здоровья. Появление такой системы позволило провинции стать первой в стране, восстановившей работу.
Продолжение следует...