Командир приборов: И лучший друг лентяев

Обыкновенный пульт управления телевизором на вашем журнальном столике имеет очень даже непростую судьбу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как-то основатель компании SAP Хассо Платнер рассказывал мне свою версию появления современных пультов управления. В 1970-х годах он приехал в Японию презентовать руководству JVC свою систему управления предприятием. Проекторов тогда не было, поэтому презентация проходила с использованием обычного телевизора. Пытаясь что-то переключить, он запутался в проводах, споткнулся, разлил на свой костюм кофе и раздраженно спросил кого-то из японцев: «Неужели нельзя сделать пульт управления без проводов? Почему я могу открывать двери моего гаража, не выходя из автомобиля, а вот переключать каналы телевизора, не вставая с дивана, — нет?» Дело в том, что дорогие модели JVC снабжались пультами управления, но это были громоздкие коробки, от которых к телевизору тянулся толстый пятиметровый кабель. Через полгода после этой беседы появился первый японский телевизор с привычным для нас компактным беспроводным пультом управления. Такова немецкая версия возникновения беспроводных ПДУ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американская, как водится, никак с европейской не совпадает. По заокеанской версии, первый беспроводный пульт выпустила в 1955 году компания Zenith Radio, и назывался он Flashmatic. Это было чудесное устройство, похожее на фонарик, лучом которого нужно было попадать в фотоэлементы по углам телевизора, которые, кстати, реагировали не только на фонарик-пульт, но и на солнечный свет. В общем, довольно сомнительное устройство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через год та же компания выпустила модель телевизора, оснащенного новым беспроводным пультом Zenith Space Command. В нем луч света был заменен ультразвуком. Нажатие кнопки приводило к удару по небольшому алюминиевому прутику-камертону с резонансной частотой в области ультразвука, не воспринимаемого человеческим ухом. Никаких батареек в пульте, само собой, не было. Существовало две версии пульта — с тремя и четырьмя кнопками: в трехкнопочном варианте — включение-выключение, канал вверх, канал вниз; в продвинутой модели добавлялась кнопка отключения звука. Ультразвуковой дистанционный пульт увеличивал стоимость и так недешевого телевизора на 30%! Злые языки утверждали, что в домах с такими телевизорами исчезали крысы — их распугивал ультразвук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятью годами позже создатель Space Command Роберт Адлер усовершенствовал свой пульт, заменив камертоны на электронную начинку.

Каждой команде присваивалась собственная частота в ультразвуковом диапазоне от 30 до 45 кГц. В пульте был собран генератор, частота которого изменялась в зависимости от величины конденсатора или резистора. Нажатие кнопки приводило к выбору нужного элемента, и пульт излучал на нужной частоте. В телевизоре сигнал улавливался микрофоном и поступал на несколько параллельных трактов усиления с разными резонансными контурами — по одному на команду. Если частота совпадала, на выходе резонансного усиления появлялось напряжение. В общем, система была чрезвычайно громоздкой и дорогой. Тем не менее за десятилетие Zenith умудрился продать более 5 млн. телевизоров с ультразвуковыми пультами. С появлением первых микросхем удалось избавиться от кучи параллельных усилителей — команды передавались на одной несущей частоте, используя различные типы модуляции. Впервые такую систему применила американская компания RCA (ныне принадлежащая европейской Thomson).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заметим, что ультразвук не был идеальной средой для передачи сигналов: его эффективно поглощали шторы, ковры, кресла и диваны. Приходилось делать передатчик избыточной мощности, что приводило к увеличению габаритов пульта и быстрому истощению батареек. От попыток перейти на радиоволны отказались — каналы переключались не только в квартире, но и у всех соседей поблизости. Вот тут мифология и приписывает Хассо Платнеру идею использования инфракрасных лучей, применяемых к тому времени, в частности, в системах открывания ворот в частных домах. Как бы то ни было, 31 июля 1973 года компании Grundig и Magnavox представили на Ганноверской ярмарке совместную разработку — пульт для телевизора на инфракрасных лучах. Еще через год компания Intel запустила в производство микропроцессор 8080, и пульты стали цифровыми: их размеры уменьшились, а количество передаваемых команд возросло в разы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако Grundig не удалось сделать общепринятым стандартом собственную систему команд ITT — лидерство быстро перехватила вездесущая Philips, предложившая сторонним производителям вместе со своим стандартом RC-5 готовый набор микросхем.

Как работает пульт

На примере RC-5 объясним, как работает пульт. Когда мы нажимаем кнопку, микросхема передатчика генерирует последовательность импульсов с несущей частотой 36 кГц — дань тому времени, когда пульты были ультразвуковыми. Светодиоды преобразуют сигналы в инфракрасное излучение, которое воспринимается фотодиодом, который снова преобразует его в электрические импульсы, которые и декодируются приемником. Теоретически, каждый раз мы должны последовательно нажимать две кнопки: первая выбирает код устройства (RC-5 поддерживает 32 устройства), вторая — собственно код команды (64 команды). На практике же используется одна кнопка: в пульте либо стоит перемычка, жестко привязанная к одному устройству, либо вы один раз выбираете на пульте устройство, а код сохраняется в регистре.

Довольно скоро 32 зарезервированных типов устройств стало не хватать, и в начале 1990-х была внедрена новая система команд, объединяющая разработки Siemens и Philips, позволяющая адресовать уже 64 устройства. Но вот насколько хватит ее?