Почему в СССР автомобили милиции красили в желтый цвет?
История машин милиции России до 1936 года
3 июня 1936 года — это праздник, который мы знаем как день рождения ГАИ. Однако первые автомобили для милиции появились задолго до этого, во времена Первой Мировой. Тем не менее, тогда еще не было специальной службы для патрулирования дорог.
С 1920-х годов в России были две марки автомобилей милиции: ЗИС (расшифровывается как Завод имени Сталина №92) и ГАЗ (расшифровывается как Горьковский автомобильный завод). Специальной раскраски как таковой не было. Максимум, что могло помочь отличить машину людей в погонах — табличка с надписью «Милиция».
В то время в оснащении милиции автомобилями не было сильной нужды. К тому же, и возможностей особо не было: все внимание было уделено войне и гражданским конфликтам. Однако с 20-х годов прошлого столетия, когда советская власть уделила часть бюджета автомобилям, движение стало несколько оживленнее. Тогда возникла необходимость в его регулировке.
Чем машины милиции СССР отличались от остальных
Год 1936-й. Постановлением № 1182 утверждена Государственная автомобильная инспекция Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Машины у Госавтоинспекции уже есть, даже прародители спецсигналов на них установлены, однако ж единой цветографической схемы для них нет.
Чуть позже на служебный транспорт (преимущественно серого цвета) начнут наносить минимальные опознавательные знаки, чтобы хоть как-то выделяться среди общего потока. Но только после Великой Отечественной войны большие чиновники ввели новые автомобили («Победу» и «Москвича») и задумались о единой «форме» для автомобилей милиции и других служб.
Сначала это были неосмысленные попытки людей в погонах привести цвет автомобилей милиции и униформы к единому знаменателю, но подобный подход ясное дело не прижился.
Когда машины советской милиции стали одного цвета
В конце 1960-х МВД СССР окончательно сдалось и обратилось за помощью к спецам из Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, то есть к промдизайнерам, выражаясь современным языком.
Казалось бы, выкрась автомобиль поярче — делов-то, к чему отвлекать целое НИИ? Но до тех пор ни одна страна не предпринимала попытки стандартизировать строго по науке цветографику автомобилей спецназначения.
Главной задачей советских дизайнеров было выделить в растущем дорожном трафике автомобиль милиции. Та еще задачка, ведь в 1970-е в ходу были яркие цвета, на фоне которых невзрачные милицейские машины несмотря на спецсигналы попросту терялись. Окрашивать нужно было как легковые автомобили, так и грузовые: постепенно появились Волги ГАЗ-21.
Дизайнеры ломали голову и предлагали как традиционные варианты, так и вертикальную и косую «зебру», «шашку», с разбивкой на крупные, равные или разновеликие поля самого различного геометрического характера. Да, милиция вполне могла стать полосатой как жезл!
При разработке единого и узнаваемого стиля во ВНИИТЭ совместно с ВНИИНмаш Госстандарта СССР использовали данные исследований, как наших, так и зарубежных, проводили натурные испытания, определяя, насколько быстрее в трафике передвигается автомобиль с той или иной раскраской. К примеру, опытным путем было установлено, что красная пожарка с белой полосой и контрастными дверьми на 20% быстрее просто красной!
В итоге нескольких лет работы ученые и дизайнеры подготовили масштабный талмуд «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования». Московский полиграфический институт даже разработал специальный шрифт для надписей и аббревиатур на спецтранспорте — полужирный гротеск.
Всесоюзный стандарт был готов: «скорая» строго белая с красной ливреей, пожарная, наоборот, — красная с белой, а милицейский транспорт, в том числе мотоциклы, — лимонно-желтый основной с синим дополнительным цветом. И вроде как все довольны, кроме милиции.
Дело в том, что некоторые автомобили милиции подолгу находились в транспортном потоке, из-за чего такие элементы, как контрастно окрашенные двери могли оказаться утомляющими для участников движения, поэтому от подобных деталей отказались. Как вам уровень заботы руководства МВД о простых водителях?
В итоге, установленный с помощью науки и практических измерений милицейский стандарт в виде лимонно-желтого с темно-синим определил на многие годы цветографическую схему окраски спецавтомобилей МВД. Жаль, что стильное и продуманное на 100% решение кануло в лету вместе со страной, его разработавшей.
Как автомобили милиции СССР стали белыми
Мы привыкли, что полицейские ездят на бело-синих автомобилях. Однако мало кто знает, как патрульные автомобили стали определенного цвета.
Восьмидесятые. Кризис. Поддерживать все начинания прошлого десятилетия уже не представлялось возможным. Просто потому что не хватало желтой краски, автомобили стали красить во что попало, в любые цвета. Разноцветные машины милиции СССР ездили по городу и пестрили своим разнообразием. Настоящий ад для перфекционистов!
Все решилось в 1988 году, когда министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин решил «укротить» разрастающийся спектр милицейских автомобилей. Он призвал производителей поставить желтую краску «на экономный режим», а машины милиции сделать белыми с синими полосками.