Какие профессии станут лишними?
Появление любой новой технологии освобождает рабочие места. Стандарты обучения быстро устаревают, поэтому сфере образования надо работать на опережение, готовя специалистов с универсальными компетенциями, которые будут способны отвечать на вызовы времени, убежден доктор педагогических наук, руководитель Федеральной инновационной площадки, директор ГБОУ ЦО № 1679 Владимир Просвиркин.
Согласно прогнозу эксперта, сегодня все идет к тому, что проблемы начнутся у турфирм, в гостиничном бизнесе, компаний, которые занимаются электронной коммерцией. Спад экономики почувствуют на себе и консалтинговые фирмы, страховые компании, нефтегазовая промышленность, агентства недвижимости, организации финансовой сферы. Если говорить о конкретных специальностях, то по оценкам Минобрнауки, лишними или маловостребованными на рынке труда могут стать фотографы, бармены, скорняки, овощеводы, часовщики, всевозможные наладчики и даже парикмахеры.
В то время как самыми быстрорастущими сферами в ближайшие несколько десятилетий будут нанотехнологии и оптоэлектроника, генная инженерия растений и животных, информационные сети и системы.
С точки зрения производственной сферы очень перспективны гибкие автоматизированные системы, роботизированные комплексы, безотходные экологичные технологии, возобновляемые энергоресурсы, водородная энергетика, новые материалы, космические технологии, марикультура. В непроизводственной сфере — базы знаний, глобальные системы научной информации, образовательно-культурные информационные системы, дистанционное обучение, национальные и глобальные медицинские информационные системы, умные дома, глобальные системы банковской, коммерческой, экологической информации.
При этом реальность такова, что профессий «на всю жизнь», как было раньше, уже не будет — мир будет меняться гораздо быстрее.
Что нужно для воспитания универсальных кадров, которые смогут работать и развиваться в таких условиях? «К пяти годам дети должны осознанно читать. По окончании начальной школы ученик 5 класса самостоятельно совместно с учителем добывает знания при помощи различных технологий — как информационных, так и коммуникативных. Выпускник 9 класса должен при помощи различных технологий — как информационных, так и коммуникативных-языковых — познавать рынок труда как в России, так и за рубежом и постоянно его исследовать. Это станет залогом правильного формирования у обучающихся универсальных способностей и компетенций», — убежден Владимир Просвиркин.
Новая реальность для вузов — это обязательное сотрудничество с технопарками и инновационными производствами, создание условий для запуска студентами технологичных стартапов и другие активности, готовящие ребят к работе на высококонкурентном рынке труда.
То есть вместо того, чтобы готовить людей в вузах по традиционной схеме и выпускать специалистов «в никуда», нужно, чтобы человек — даже если его профессия закончилась — оставался ценным кадром, обладал знаниями и коммуникативными способностями, чтобы освоить новую специальность. Все это, по словам Владимира Просвиркина, требует радикальной реформы системы образования — не только новых учебников и преподавателей с новым мышлением, но и более глубокой интеграции, сотрудничества между дошкольными учреждениями, школами, вузами, будущими работодателями.
На конференции высказывалась мысль и о том, что мощное направление для подготовки специалистов, востребованных в разных сферах — это обучение программированию (по данным Минкомсвязи, в России работают всего 350 тысяч программистов, потребность — миллион программистов).
«Приведу два примера важности программирования в современном мире. Первый: министр обороны Сергей Шойгу все чаще употребляет такие термины, как «кибервойна», «научные роты». Они вошли в обиход и стали привычными, хотя еще вчера этих понятий просто не было. Это новые реалии, новые вызовы, и потребность в специалистах очевидна. Второй пример — Индия, которую еще недавно у нас было принято считать развивающейся страной, сегодня зарабатывает на продаже за рубеж программного обеспечения в несколько раз больше, чем Россия от продажи за границу углеводородов», — отметил доктор физико-математических наук, зав. кафедрой математического моделирования в космических системах РУДН Роман Шамин.
По его словам, практика показывает, что азы программирования можно освоить уже в раннем возрасте — это вполне под силу дошкольникам. При этом, вопреки стереотипам, для получения данной профессии вовсе не обязательно быть математиком, а сам процесс обучения программированию проще освоения иностранного языка.