От аэросаней до пенного огнетушителя: 5 важнейших российских изобретений

В День российской науки, 8 февраля, в Ильинском сквере начала работу выставка Политехнического музея «Плюс/Минус». Темой экспозиции стали российские изобретения, напрямую связанные с теплом и холодом. История изобретений рассказывается с помощью комиксов авторства современных иллюстраторов. Мы попросили сотрудников Политеха рассказать подробнее об изобретениях и узнали, кто придумал сварку, почему пена тушит нефть и как придумали батареи и центральное отопление.
От аэросаней до пенного огнетушителя: 5 важнейших российских изобретений

Аэросани Неждановского (художница София Коловская)

Сергей Сергеевич Неждановский (1850-1940) в юности заинтересовался воздухоплаванием, а позднее — зарождавшейся в то время авиацией. Закончив физмат МГУ, он проектировал летательные аппараты, во многих случаях серьезно опередив свое время: придумал несущий винт с приводом от реактивных сопел на законцовках лопастей, а также идею безфюзеляжного самолета («летающего крыла»). Но строить большинство из них, даже в виде макетов, не собирался, в основном чертил «в стол».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды Сергей Неждановский решил испытать прототипы двигателей и пропеллеров. Вместе с Николаем Жуковским, основоположником гидро- и аэродинамики, он построил металлическую раму, на которую ставился опытный двигатель. Рама была оснащена полозьями, чтобы можно было оценивать тягу, а привычного для современных аэросаней кресла не было – ведь на подобном устройстве и не думали ездить люди.

В 1905 году журнал «Воздухоплаватель» опубликовал описание испытательного стенда Неждановского, при этом журналисты предложили использовать устройство в качестве транспортного средства. Статью увидел Юлий Меллер, владелец крупного автозавода «Дукс». Именно он стал инициатором создания массового «лыжного автомобиля» (название «аэросани» придумали позже). Совместно с инженером Докучаевым, Юлий Миллер разработал аэросани «Дукс», которые в 1908 году с триумфом представили публике. Вскоре начался бум: аэросани стали создавать по всей стране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1911 году Императорское Российское автомобильное общество даже устроило гонку на замерзшей Средней Невке, которая подтвердила, что аэросани справедливо имеют репутацию быстрого транспорта с хорошей проходимостью. Позднее, в советское время, аэросани стали символом освоения районов Севера в XX веке.

Аэросани Неждановского
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Радиатор Сан-Галли (художница Варвара Гранкова)

Принявший российское подданство немец Франц Карлович Сан-Галли разработал первый эффективный радиатор центрального отопления. Его конструкция используется и по сей день. До Сан-Галли основными способами отопления были печи и камины.

Юный немец с итальянской фамилией, Франц Сан-Галли, оказался в Санкт-Петербурге в 19 лет по служебной надобности. В России Франц работал на литейно-механическом заводе Бёрда — сначала помощником бухгалтера, но быстро продвинулся по службе. В 1853 году он занял денег и основал собственную механическую мастерскую по изготовлению металлических изделий. Бизнес не имел успеха, Франц не мог отдать долги. В отчаянной попытке спасти дело Сан-Галли поехал в Европу – изучать рынок, знакомиться с новинками. В Европе он увидел книгу французского физика Жана Пекле по прикладной термодинамике, которая и подсказала решение задач, которое позднее принесли Сан-Галли славу и успех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1855 году компании Сан-Галли удалось получить первый крупный заказ: создать систему отопления для императорской оранжереи в Царском селе. Предыдущие конструкции систем центрального отопления были ужасно неэффективны. Радиаторы представляли собой обычные трубы, по которым текла горячая вода, они отдавали воздуху слишком мало тепла.

Сейчас это кажется логичным: если нужен радиатор большей мощности, то выбрать вариант с большим количеством секций. Но именно Сан-Галли стал первым, кто понял, как увеличить эффективность теплоотдачи. Первая версия батареи выглядела как толстая труба с многочисленными дисками, но Сан-Галли много работал над усовершенствованием конструкции, и вскоре его радиаторы стали похожи на хорошо знакомые нам ребристые чугунные батареи. Изобретение имело большой успех, Сан-Галли умер уважаемым гражданином и богачом, в 1908 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Радиатор Сан-Галли
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ледокол (художники Богдан Тимченко и Владислав Исламов)

На протяжении многих столетий северные порты, реки и моря зимой становились непригодны для навигации, покрываясь непроходимым для судов льдом. Михаил Бритнев родился в 1822 году в купеческой семье в Кронштадте и получил хорошее образование: после коммерческого училища в Санкт-Петербурге отправился в Великобританию изучать корабельное дело. Вернувшись на родину, он преуспел в торговом и ссудном делах, но вскоре занялся судостроением. В 1862 году он столкнулся с проблемой: зимой море вокруг острова Котлин замерзало, и навигация прекращалась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кронштадский военный инженер Николай Эйлер предложил свой проект. За основу он взял броненосную канонерскую лодку «Опыт», на носу установил десять кранов (мачт). С высоты нескольких метров с них могли сбрасывать на лед перед судном 40-пудовые чугунные гири, висевшие на цепях. Лодку также оснастили мощным носовым тараном, а ниже ватерлинии – выдвижными шестами, к которым можно было крепить мины для подрыва наиболее тяжелого льда.

Бритнев же решил действовать другим методом. Он позаимствовал идею у проверенной столетиями конструкции — поморских кочей. Обводы этих небольших мореходных деревянных судов, распространенных на русском Севере и со средних веков в Сибири, позволяют вползать на лед без повреждений, избегая опасности быть затертыми между льдин. Бритнев переоборудовал купленный в Англии винтовой буксир «Пайлот» по образцу кочей, срезав нос ниже ватерлинии под углом примерно 20 градусов. 22 апреля 1864 года «Пайлот» вышел в Финский залив, продемонстрировав совершенно новый принцип хождения во льдах. Приводимый в движение паровой машиной мощностью всего лишь 60 л.с., «Пайлот» просто наползал на лед, и затем ломал его собственной тяжестью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ледокол
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1866 году состоялось состязание двух конструкций, в котором «Пайлот», несмотря на значительно меньшие размеры и мощность машин, продемонстрировал превосходство. «Опыт», несмотря на свои 195 л.с. мощности и наличие чугунных чушек на цепях, в итоге просто застрял во льду. Вскоре по схеме Бритнева стали строить более мощные ледоколы и в России, и в других странах. Принцип, подсмотренный Михаилом Бритневым у поморских мореходов, оказался настолько удачным, что в общих чертах он применяется до настоящего времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пенный огнетушитель (пена для тушения пожара, художник Никита Хомутов)

В конце XIX века начался бум нефтедобычи, сразу же проявилась серьезная проблема: нефтяные пожары невозможно погасить водой.

Выпускник Санкт-Петербургского Политехнического университета, инженер-химик Александр Лоран большую часть своей жизни провел в Баку. В конце XIX — начале XX века Баку стал родным городом десятков нефтедобывающих компаний. Лоран неоднократно становился свидетелем чудовищных пожаров на нефтепромыслах и гибели людей от ожогов. Он задумался, существует ли способ потушить горящую нефть.

По одной из легенд, стоя на берегу Каспия, Лоран заметил, что пена прибоя, накатываясь на лужи с горящей нефтью, гасит их. По другой — идея пришла ему в голову, когда в его лаборатории загорелась банка с нефтью и он выплеснул туда первое что попалось ему под руку — пиво из бутылки. Так или иначе, в 1902 году Лоран впервые получил химическую пену, а в 1903 году провел первую публичную демонстрацию своего изобретения: в яму налили нефть, подожгли, а потом изобретатель залил ее пеной, которая погасила огонь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лоран предложил два метода создания пены. Первый — химический, путем смешивания двух растворов, щелочного (например, бикарбоната натрия) и кислоты. К одному из них добавлялось вспенивающее вещество, например, лакрица. При смешивании жидкостей образовывалась обильная пена. Состав для получения химической пены в честь автора был назван «Лорантин».

Пенный огнетушитель
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй способ — механический, вспенивание под давлением с помощью газа, который не поддерживает горения. Огнетушители «Эврика», производство которых наладил Лоран, отличались высокой эффективностью и пользовались большой популярностью. А изобретение Лорана — химическая, а позже механическая пена для пожаротушения — получило распространение во всем мире, спасло сотни тысяч жизней.

Электродуговая сварка (художник Дмитрий Феоктистов)

Без электросварки невозможно представить себе современное строительство или крупное производство. Электросварка значительно быстрее, надежнее и дешевле этих методов.

В 1802 году профессор физики Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Василий Петров впервые (на 6 лет раньше знаменитого Хэмфри Дэви) наблюдал такое явление, как устойчивая электрическая дуга. Это был первый шаг к дуговым источникам освещения и к электросварке, которая, впрочем, появилась только спустя 80 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторым героем истории стал изобретатель Николай Бенардос. В 1870-х он заинтересовался электричеством, и в 1879 году он поступил на работу к своему доброму знакомому — знаменитому электротехнику Павлу Яблочкову. В лаборатории Яблочкова Бенардос неожиданно обнаружил, что с помощью электрической дуги можно соединять металлические листы. В лампах («свечах Яблочкова») дуга горела между двумя угольными электродами. Бенардос же в качестве одного из электродов использовал железный лист. Раскаленный лист при этом можно было сваривать с другими деталями, разрезать на части (Бенардос придумал не только сварку, но и дуговую резку). Именно это изобретение, случайно сделанное в парижской лаборатории Яблочкова, стало главным экспонатом выставочного стенда на Международной электрической выставке 1881 года и получило золотую медаль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сварочные аппараты Бенардоса «Электрогефест», производство которых было налажено на деньги петербургского купца Ольшевского, получили широкое распространение по всему миру.

Электродуговая сварка
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один шаг до почти современной технологии электросварки сделал Николай Славянов. В конце 1880-х он познакомился с «Электрогефестом» и стал внедрять сварочное оборудование у себя на производстве. Сразу же обнаружился главный недостаток технологии: с помощью сварки угольным электродом невозможно было соединить разнородные металлы или некоторые стали. Славянов решил проблему, заменив угольный электрод на электрод из плавкого материала, а чтобы защитить поверхность сварки от окисления, он использовал флюс. Технология Славянова не просто расплавляла края стальных деталей для соединения, а создавала между соединяемыми поверхностями прочный слой металлического наплава — сварной шов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1893 году Славянов продемонстрировал свой способ сварки на Всемирной выставке в Чикаго. Главным экспонатом стал знаменитый «стакан», составленный из сваренных между собой слоев колокольной бронзы, томпака, никеля, стали, чугуна, меди и нейзильбера. Позднее процесс сварки многократно усовершенствовали, но именно два русских инженера — Бенардос и Славянов — заложили основы технологического процесса, распространенного ныне во всем мире.

Выставку «Плюс/Минус» можно бесплатно увидеть в Ильинском сквере до 10 апреля.