Максимальное погружение: Реальна ли виртуальность?
После выхода в 1992 году фильма «Газонокосильщик» все с нетерпением ждали, что мы вот-вот переселимся в виртуальную реальность и лишь изредка будем отвлекаться на прием питательного раствора и просмотр снов — разумеется, генерируемых компьютером. Однако, когда технологии виртуальной реальности стали доступны не только военным, особого интереса они не вызвали. Почему?
Смотрим в оба!
Реалистичное восприятие мира невозможно без трехмерного изображения. Центральным звеном нашей системы виртуальной реальности стали стереоочки PC Pro 3D, одна из лучших моделей фирмы i-glasses. Остроумный дизайн очков подтверждает — это устройство из мира High Tech, они могут подстраиваться под любой размер головы и даже форму ушей. Однако главное их достоинство — совместимость со всеми видеокартами nVidia и любыми играми на трехмерном движке. Это проще, чем кажется. Все современные игровые программы передают видеокарте что-то вроде трехмерной схемы, а карта сама решает, как показать двухмерную картинку на экране. При наличии драйвера (доступен для всех видеокарт nVidia) плате ничего не стоит рисовать по очереди кадры для правого и левого глаза, рассчитанные с разных точек зрения. Стереоочкам остается лишь переключать четные кадры на один глаз, а нечетные — на другой.
Основная проблема состоит в том, что видеокарта должна работать на вдвое большей частоте, чем миниатюрные видеоэкраны. В итоге в трехмерном режиме наша система обновляла изображение для каждого глаза с частотой всего 50 Гц. Такое изображение визуально кажется стабильным (немигающим), но глаза сильно устают. По качеству цветопередачи микроэкраны также отстают от обычных мониторов. Очки приходится настраивать для каждого конкретного приложения, а работа с текстом практически невозможна. Но зато DOOM 3 в честном стереорежиме — это ни с чем не сравнимое ощущение объема, пространства и реальности происходящего. Несмотря ни на какие трудности с цветом, после переключения с очков на обычный монитор игра кажется скучной, помещения — маленькими, а персонажи — нарисованными на стенках.
Дирижируем оружием
Перчатка виртуальной реальности — это, пожалуй, любимый предмет виртуальных фантазеров прошлых лет. В «Газонокосильщике» Джоуб нажимал на висящие в пространстве буквы, набирая пароль, а герою клипа Aerosmith заветное приспособление даже пригодилось в общении с виртуальной красавицей.
Перчатка Essential Reality P5 неспособна передать пользователю осязательные ощущения, зато создает в компьютере виртуальную копию его руки. Производитель считает, что P5 поможет игроку побеждать виртуальных монстров в 3d-шутерах, заменяя мышь и некоторые кнопки.
Вновь крадемся по темным коридорам DOOM, направляя героя движениями руки в воздухе подобно дирижеру. Стреляем, нажимая указательным пальцем на невидимый курок, перезаряжаем, сгибая большой палец. Забавно. Одна проблема: сделав несколько поворотов на 180 градусов в одну сторону, мышку можно просто перенести над столом в удобную позицию, а вот как вывести руку из поля зрения ИК-приемника и вернуть ее обратно в нужном положении — загадка. Да и рука быстро устает.
DGTech DG5-Vhand — перчатка другого рода. Профессиональное устройство внешне выглядит как обыкновенная лайкровая перчатка. Ее даже можно стирать. Стихия перчатки высокого разрешения — это motion capture (любимый инструмент современных киношников), управление роботами и другие промышленные и творческие задачи. В качестве демонстрации возможностей Vhand в комплект входит программа для диджеев, с помощью которой можно точно управлять компонентами микса движениями пальцев. Вместо игр на установочном диске — инструменты для программирования — пользуясь ими, умелый программист может приспособить Vhand для любых задач.
В число дополнительных приспособлений для Vhand входит ультразвуковая система позиционирования руки в пространстве и устройство осязательной обратной связи, как в том самом клипе с виртуальной красоткой.
Работаем головой
Инфракрасные треккеры типа Natural Point TrackIR3 Pro давно используются поклонниками авиасимуляторов. Когда враг может оказаться с любой стороны, а руки заняты управлением истребителем, единственный способ оглянуться по сторонам в виртуальной кабине — это повернуть свою реальную голову. Виртуальные летчики легко привыкают делать это, не отрывая глаз от монитора. Мы же прикрепили отражатель, за которым следит ИК-камера, на очки: теперь наш «экран» поворачивается вместе с головой.
Опыт удался
Основная причина, по которой устройства виртуальной реальности еще не завоевали признание геймеров, состоит в том, что в игре важнее гармония между восприятием и управлением, а не реализм отдельно взятых элементов. Игроку совершенно не трудно убедить себя в реальности игры, если она удобна и результативна.
Профессиональные системы виртуальной реальности, куда более совершенные, чем наша, широко используются для обучения военных и гражданских летчиков, машинистов поездов, капитанов гигантских танкеров. Дистанционные медицинские операции, за ходом которых хирург наблюдает через стереоочки на расстоянии многих километров от пациента, — уже реальность, равно как и сверхреалистичные игры, отвлекающие внимание больных во время болезненных процедур. Видимо, окончательное переселение в виртуальный мир люди до сих пор откладывают не по техническим причинам. А лишь потому, что реальный им все же нравится больше.
Оборудование предоставлено компанией «Мультимедиа клуб».