Гигантский небесный грузовик Airbus Beluga XL: история самого большого транспортного самолета в мире
Airbus Beluga XL летает уже с января 2020 года и привлекает не только своим внешним видом. За улыбкой зубастого кита белухи (не путать с белугой — рыбой семейства осетровых), нарисованной на фюзеляже, скрываются рекордные характеристики, а приставка XL как бы намекает: первая Beluga ST от Airbus, построенная еще в 1995 году, уже не самый большой транспортный борт у французов.
Вам ничего не говорят такие показатели, как общая длина в 63,1 метра и высота без малого 19 метров? Если честно, нам тоже. Тогда представьте большого синего кита, язык которого больше целого африканского слона. Так вот, длина Beluga XL равна двум таким китам, а прежняя «Белуха» была на семь метров короче. В холке самолет Beluga XL на уровне седьмого этажа — плюс полметра к предшественнику, — а в ширину транспортник прибавил метр.
У Airbus в самом деле есть грузовик категории extra large. В «Белугу» помещаются сразу две консоли крыла A350 (раньше только одна), а общая максимальная грузоподъемность достигает 51 тонны — а это семь слонов.
Если за основу первой «Белуги» был взят видавший виды A300, то база у самолета Beluga XL от более современного A330 с парой двигателей Rolls Royce T772B. Высота полета двух моделей сопоставима — 10,5 тысяч метров, но дальность у XL выросла до 4000 километров при максимальной загрузке. В компании уверены, что каждая Beluga XL (всего будет построено шесть бортов) в год будет пролетать по 6,5 миллионов километров, а это 17 расстояний до Луны.
Зачем это надо? Все просто: у Airbus аж 11 производств по всей Европе, а финальная сборка происходит на линии в Тулузе и Гамбурге. По земле и по воде перемещать крупноформатные детали самолетов очень сложно да и накладно. Единственный выход — корпоративный парк «авиагрузовиков». И чем вместительнее они будут, тем ниже упадет себестоимость производства.
Небесные гиганты: как родилась потребность создавать самолеты с большой грузоподъемностью
Тяжеловесы выпускались всегда. Большие транспортники создавались еще с середины XX века по всему миру и, конечно же, в Советском Союзе. В 1961 году по заказу NASA конструкторы компании Aero Spacelines переоборудовали пассажирский самолет Boeing B-377 Stratocruiser в грузовую модель B-377PG, которая могла увезти за раз до 15,5 тонны груза. Так на свет появилась «Беременная гуппи» — чудаковатого вида самолет с одутловатым фюзеляжем, в самом деле напоминающим вот-вот разродившуюся рыбку.
Основной задачей борта была перевозка ракетоносителей и прочих крупных деталей от подрядчиков по всей стране к месту окончательной сборки и запуска. Кстати, увидев впервые самолет, представитель сертификационной комиссии заявил, что этот мастодонт не способен оторваться от земли. Но зачетный полет прошел как по маслу, и борт получил свидетельство летной годности.
«Беременная гуппи» трудилась недолго. Росли масса и размеры ракетоносителей, и всего спустя пару лет «рыбку» заменили: все из того же Boeing B-377 построили самолет с еще большим фюзелляжем и рабочим названием Very Pregnant Guppy («Очень беременная гуппи»), но в последствии «грузовик» переименовали в Super Guppy.
В Советах в начале 1980-х построили тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» на базе стратегического бомбардировщика 3М. Основным отличием был способ крепления груза не внутри фюзелляжа, а сверху. Из-за закрепленного таким образом громоздкого грузового контейнера этого самолет прозвали «летающей бочкой». Бочка, не бочка, а свою работу оба построенных транспортника выполняли: в общей сложности ими было совершено 150 полетов по доставке на «Байконур» частей комплексов «Энергия» и «Буран».