Связь восходящего солнца: Телефон на все руки
«Наша компания предъявляет к телефонам два основных требования, — сказал нам Такеши Нацуно, директор отдела стратегического развития технологии i-mode компании NTT DoCoMo, ведущего японского оператора мобильной связи. — Первое: они должны выдерживать две тысячи падений с двухметровой высоты», — он вытянул руку над головой и отпустил хрупкую на вид «раскладушку», которая в полном соответствии с притяжением Земли хлопнулась на пол. Нацуно несколько раз пнул упавшую трубку об стену и продолжил: «Второе требование еще более важно. Японцы очень любят разговаривать по телефону, лежа в ванной, так что трубки должны работать при стопроцентной влажности».
Впереди планеты всей
В отношении мобильной связи Япония значительно опережает весь остальной мир. Стандарты, относящиеся к семейству стандартов третьего поколения (3G) IMT-2000, работают там с 2001 года. Причем связь 3G (впрочем, наряду с 2G) обеспечивают все японские операторы: NTT DoCoMo (под маркой FOMA) и Vodafone (J-Phone) работают в стандарте W-CDMA, а KDDI предоставляет услуги связи в стандарте CDMA2000 (1x и 1xEV-DO). Такая жесткая конкуренция заставляет операторов постоянно предлагать абонентам все новые и новые услуги. Казалось бы, в подобных условиях отличия между операторами (с точки зрения абонента, конечно) должны практически стереться. Однако на самом деле все совсем не так. Абсолютно все мобильные телефоны в Японии продаются с контрактами. В любом японском магазине, где продают мобильники, можно увидеть огромные витрины с аппаратами самых разных моделей и производителей. Витрина, на которой представлены телефоны NTT DoCoMo, сразу выделяется среди остальных «операторских» витрин. И не только фирменными цветами: выставленные там аппараты, несмотря на то что выпущены они разными производителями, похожи друг на друга, как близнецы. На них нет даже имени производителя, точнее, оно зашифровано всего одной или двумя буквами: F901i, например, выпущен компанией Fujitsu, N901i — NEC, а SH901i — Sharp. В остальном телефоны практически одинаковы: это, как правило, «раскладушки» (реже — «слайдеры», например D901i компании Mitsubishi) с 1,3 или 2-мегапиксельной внешней камерой и внутренней камерой VGA (для видеосвязи: каждый 6-й вызов в Японии — видеозвонок).
Оператор и производители
Даже кнопки в телефонах DoCoMo расположены по одной и той же схеме! Тайный сговор производителей? Совсем нет: в отличие от остальных операторов, использующих «готовые» телефоны, у NTT DoCoMo, крупнейшего японского оператора мобильной связи, свои собственные требования к аппаратам. И требования эти довольно жесткие — они предусматривают как технические детали, так и особенности дизайна (расположение и назначение кнопок), и даже устойчивость к влажности и ударам, упомянутые в начале статьи. В результате у производителей остается не так уж много простора для маневров: например, вставить в торец телефона внушительный светосильный объектив видеокамеры (P900iV) или сканер отпечатков пальцев (F901iC). Ну и, само собой, для телефонов выпускаются различные цветные панельки.
Причина подобной унификации — не в прихоти, а в изобретении компании NTT DoCoMo. Многие эксперты считают, что именно оно изменило облик современной японской мобильной связи, причем даже в большей степени, чем переход с 2G на 3G. Имя этому изобретению — i-mode.
Что такое i-mode?
В Японии я неоднократно задавал этот вопрос различным сотрудникам компаний-производителей телефонов, продавцам в магазинах и даже поставщикам услуг i-mode (уж кому, как не им, знать!). Однако внятный ответ на этот вопрос дал только Такеши Нацуно: «Нет никакого секрета. С технической точки зрения i-mode — это всего лишь возможность доступа в интернет с мобильного телефона через специальный портал, со всеми вытекающими отсюда возможностями: email, возможность просмотра html-документов, Flash-презентаций и выполнения Java-приложений».
Концепция i-mode родилась задолго до перехода на 3G. В конце концов, 3G само по себе всего лишь предоставляет высокую скорость передачи данных (384 кбит/с), а какая от этого польза простому абоненту? Именно так и подумал Такеши Нацуно, когда предложил в конце 1990-х годов очень простой и понятный набор услуг, своеобразный интерфейс между оператором и абонентом. «Многие менеджеры NTT меня тогда не поддержали, заявляя, что абонентам это не нужно. Теперь они уже больше не работают в компании. Время доказало, что я был прав: сейчас каждый третий японец использует i-mode (всего более 43 миллионов). Впрочем, даже я не ожидал такой популярности: социологические опросы показывают, что абоненты предпочитают сервисы i-mode газетам, ТВ и даже интернету!»
i-mode по-русски
Услуги i-mode не привязаны к поколению 3G или вообще к стандарту мобильной связи. Глядя на успех технологии, запущенной в Японии в 1999 году, другие компании тоже пожелали внедрить у себя подобные услуги. В 2002 году технология перешагнула границу, и сейчас уже операторы в девяти странах (Германия, Нидерланды, Тайвань, Бельгия, Франция, Испания, Италия, Греция и Австралия) обеспечивают услугами i-mode около 4 миллионов абонентов. Вскоре к ним присоединятся жители Израиля, Великобритании и Ирландии.
В сентябре этого года i-mode появится и в России: один из ведущих операторов мобильной связи — МТС («Мобильные ТелеСистемы») — купил у NTT DoCoMo лицензию на эту технологию, а NEC разработала программно-аппаратную платформу. Эта же компания будет поставлять и мобильные телефоны стандарта GSM с поддержкой i-mode (доступ к услугам будет осуществляться с помощью протокола GPRS). Как рассказал «ПМ» директор по связям с общественностью компании «Мобильные ТелеСистемы» Павел Нефедов, первыми такими терминалами станут «раскладушка» NEC 411i и «брикет» NEC 343i. Точные цены на услуги i-mode пока неизвестны, но ожидается, что они будут вполне демократичны (среднеактивный пользователь будет платить за эти услуги приблизительно $10 в месяц). В любом случае мы не сомневаемся, что это будет дешевле и удобнее, чем SMS и MMS. А вот будут ли телефоны, изготовленные NEC по заказу МТС, выдерживать две тысячи падений на пол и разговоры из ванной?