Майкл Синнетт, Boeing: «Мы стремимся конструировать самолеты с использованием прогрессивных экотехнологий»
— Расскажите о проекте Boeing по производству авиационного топлива из табака.
— В августе компания Boeing объявила о сотрудничестве с авиакомпанией South African Airways по созданию экологичного биотоплива из нового вида табака «Солярис» (Solaris). Данная культура может выращиваться фермерами вместо традиционного табака. В настоящее время в Южной Африке этот табак, который практически не содержит никотина, выращивается экспериментально. Ожидается, что производство биотоплива большими и малыми хозяйствами начнется в ближайшие несколько лет. Первоначально авиатопливо будет производиться из масла семян растения. В будущем за счет перспективных технологий Boeing рассчитывает увеличить объемы производства авиатоплива в Южной Африке из прочих частей растения, таких как листья и стебель.
Этот проект интересен еще и тем, что способствует реализации задач Южной Африки в сфере развития экономики и здравоохранения, предоставляя новую культуру фермерам — экспертам в выращивании табака.
Наша основная цель при производстве биотоплива — действовать так, чтобы не навредить продовольственным и водным ресурсам регионов, в которых выращивается растительное сырье. И табак в этом смысле — весьма подходящая культура.
Что касается авиационного биотоплива в целом, то Boeing сыграла ключевую роль в принятии организацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) в 2011 году стандарта по использованию авиакомпаниями смеси авиатоплива Jet A и биотоплива, произведенного из масла растений, например, из масла этого вида табака, в соотношении 50/50.
— Пока это выглядит как эксперимент. Планируете ли вы в массовом порядке переводить свои самолеты на «табачное» биотопливо?
— Менее чем за десятилетие произошел существенный прорыв в области разработки авиационного биотоплива, но впереди предстоит еще много работы. Усилия того стоят, поскольку авиационное биотопливо, произведенное экологичным путем, сокращает выбросы углерода на 50−80% по сравнению с углеводородным топливом.
Более того, для использования биотоплива не придется менять что-либо в наших самолетах. Совместно с нашими партнерами мы делаем упор на разработку биотоплива, которое может смешиваться непосредственно с углеводородным авиатопливом, не требуя изменений конструкции самолета, двигателя или заправочного оборудования. Невзирая на экспериментальный характер некоторых из этих проектов, они являются частью наших долгосрочных целей по расширению источников биотоплива и обеспечению экономической целесообразности использования биотоплива авиакомпаниями. Компания Boeing поставила себе смелую цель — к 2016 году обеспечить замещение 1% процента мировой потребности в авиатопливе экологичным биотопливом, что соответствует 600 миллионам галлонов (2 271,25 млн литров) авиатоплива. Мы верим в успешное достижение нашей цели. Это докажет правильность концепции биотоплива как новой технологии и приведет к росту инвестиций в этот проект.
— На youtube можно увидеть, насколько эффектно Boeing 787−9 выступает в Фарнборо. Как такие сверхвозможности могут быть востребованы в повседневной жизни? Ведь пассажирам не очень комфортно будет летать с такой скоростью и так садиться.
(смеется) — Этот полет демонстрирует возможности управления любого самолета Boeing. И они направлены на то, чтобы сделать полет пассажиров более комфортным. Мы гордимся тем, что Boeing 787 на крейсерской высоте обеспечивает более спокойный, стабильный полет, чем какой-либо другой современный самолет. Так, каждый самолет Boeing 787 оборудован технологией Smooth Ride Technology, которая помогает существенно снизить турбулентность. С помощью датчиков распознаются вертикальные воздушные потоки, и за счет управляющих поверхностей компьютер нивелирует их воздействие. Все это позволяет самолету лететь очень ровно и стабильно.
Кроме того, Boeing 787 установил два мировых рекорда — по длительности и расстоянию. Полет из Сиэтла в Дакку, Бангладеш, длился 20 часов 20 минут, было преодолено 10 337 морских миль, что на 1210 морских миль больше предыдущего мирового рекорда. Этот дальномагистральный самолет рассчитан на то, чтобы совершать полеты длительностью 7−8 часов, но когда на его борту находятся всего 13 человек, то благодаря своей топливной эффективности он может облететь практически полмира.
— За счет чего достигается топливная эффективность?
— Это комбинация факторов. Модернизированные двигатели; улучшенная аэродинамика: композитные материалы дали нам возможность разработать более эффективную конструкцию крыла — более длинного, более тонкого; усовершенствованное управление поверхностями — элероны, руль высоты, руль направления, закрылки, подкрылки и прочее; электрическая архитектура самолета.
— В следующем году самолет Solar Impulse 2, использующий исключительно солнечную энергию, должен облететь вокруг Земного шара. Как вы думаете, какие альтернативные энергетические технологии будут востребованы в авиации?
— Сложно сказать, какие технологии будут востребованы в будущем. При этом мы, конечно же, внимательно изучаем все новое. Например, совместно с NASA рассматриваем конструкцию самолета, полностью работающего на электричестве, изучаем возможности использования солнечной энергии, также мы уже проводили облеты самолета, который работает на водороде.
Кроме того, Boeing анализирует идеи, которые покрывают широкий спектр технологий в области двигателя и планера, включая: усовершенствованные силовые установки, такие, как газовые турбины, совмещенные с электродвигателями, топливные элементы и гибридные установки — топливный элемент / газовая турбина, криогенные виды топлива, такие как водород и сжиженный природный газ / метан и многое другое.
В то время как мы продолжаем исследовать множество альтернативных источников энергии в долгосрочной перспективе, мы уверены, что в обозримом будущем гражданская авиация будет летать на жидком топливе. Именно поэтому Boeing ведет активную работу с партнерами на шести континентах по разработке экологичного авиационного биотоплива из возобновляемых источников.
— Как насчет гибридной технологии, когда самолет летит на традиционном топливе, получая часть энергии от солнечных батарей?
— Я думаю, это более вероятный вариант, чем самолет, который использует только солнечную энергию. Мы рассматриваем возможность, когда двигатели использовались бы только для создания тяги, а альтернативные источники энергии — для прочих энергетических потребностей на борту.