Трактор без тракториста: индустрия будущего
Робототехника – индустрия будущего. А это значит, что тот, кто делает роботов, трудится на перспективу. Часто эти люди даже не рассчитывают на то, что их творения начнут работу завтра или через год. Рязанская компания Avrora Robotics находится как раз в такой ситуации; их автономные микроавтобусы, тракторы и лодки уже неплохо справляются с тестовыми заданиями, но впереди годы совершенствования, и в Avrora Robotics к ним готовы.
Кому мороженое?
У рязанской компании Avrora Robotics в разработке шесть проектов, объединенных сквозной технологией – набором программ, датчиков, систем навигации и управления. Вместе они способны сделать автономным транспортное средство, которое движется по земле или воде. Как применить этот набор, в Avrora Robotics решают по ходу пьесы: некоторые варианты, вроде паркового микроавтобуса, казались очевидными, другие – результат внимательного изучения рынка. К последним относится беспилотный фургончик с мороженым: маркетинговые исследования показали, что им могут заинтересоваться ретейлеры, и на ближайший год у AR запланирована серия тестовых запусков автономного фургона «ВендБот», доверху загруженного продукцией Baskin Robbins. Надежды большие: предыдущие тесты показали, что дети с большей охотой покупают мороженое у робота, чем у продавца-человека.
Еще один не самый очевидный вариант – беспилотная прогулочная лодочка – тоже производное маркетингового исследования; в AR рассчитывают, что концепция заинтересует рестораторов. К тому же спустить автопилот на воду оказалось технически проще, чем учить его передвигаться по земле: не нужно отслеживать состояние грунта, а для навигации достаточно акустических датчиков, которые позволят вовремя заметить объект на траверзе и остановить мотор. Этим летом первые «АкваБоты» поплыли по небольшим водоемам под Рязанью – инженеры AR проверяли, какие подводные камни, фигуральные или буквальные, им встретятся.
Мечта фермера
Проект «АгроБот» – автоматизированная система управления сельхозтехникой – оказался самым сложным, интересным и многообещающим. В теории он должен будет освободить фермеров от тяжелой работы в поле в течение всего года. Беспилотные тракторы будут сами распахивать почву, беспилотные сеялки – сеять, а роботизированные комбайны – убирать урожай.
Чтобы это стало возможным, нужно решить массу инженерных задач. Основа для автоматизированной системы управления у AR уже есть: в нее входят система, позволяющая машине ориентироваться на местности (GPS, лидары и камеры с ПО для распознавания образов), электронная система управления ходовой частью сельхозмашины и ее инструментами, система связи с диспетчерским центром. Но еще больше задач предстоит решить. Поле – сложная для машины среда: малопредсказуемый рельеф, случайные препятствия, круглосуточная работа в любую погоду – все это требует дополнительной адаптации ПО и «железа». По словам директора AR Виталия Савельева, на то, чтобы подготовить систему к внедрению в отрасль, уйдут годы. Обкатывать «АгроБот» компании помогают Минсельхоз и крупные предприятия отрасли; они предоставляют поля и возможность тестировать машины. Выйти на рынок сельхозтехники получится не раньше, чем через пять лет.