Эволюция крылатых кораблей: фотохронология
Когда итальянский изобретатель Энрико Форланини впервые построил катер на подводных крыльях в 1906 году, популярность морских путешествий превзошла все ожидания. Его крылатый корабль достиг максимальной скорости 68 км/ч с использованием двигателя мощностью 60 л.с. и двумя вращающимися в противоположных направлениях пропеллерами. При этом максимальная скорость кораблей тех лет была лишь около 40−50 км/ч.
К сожалению, судна на подводных крыльях не заняли ведущую роль в морской технике — они были популярны только в течение пары десятков лет — 60−70 годов XX века, главным образом благодаря удивительным советским пассажирским катерам на подводных крыльях. Сложную и дорогую конструкцию было крайне трудно обслуживать, в результате чего ей на смену пришли более перспективные технологии. Однако на протяжении последнего столетия был построен невероятно разнообразный флот этих крылатых кораблей. Давайте посмотрим на некоторые из них!
Катер Александра Белла HD-4, скорость которого достигала 114 км/ч, 1919 год.
White Hawk («Белый ястреб») с 4000-сильным реактивным двигателем. Сконструирован Фрэнком и Стеллой Ханнинг-Ли в начале 1950-х.
Тестовый корабль ВМФ США Carl XCH-4 Canard («Утка») начала 1950-х.
HC-4 Lantern («Лампа»), очередной прототип ВМФ США, был одним из первых крылатых кораблей с электронным управлением. Построен в 1953 году и развивал скорость лишь 33 км/ч.
KC-B, экспериментальный катер ВМФ Канады 1954 года, мог разогнаться до 96 км/ч.
Венгерский океанский лайнер на 320 пассажиров с атомным реактором остался лишь невероятным концептом.
«Ракета» на 60 пассажиров выпускалась в СССР с 1957 по 1976 годы. Было выпущено 389 кораблей дальностью хода в 500 километров.
А это рекламный плакат с изображением «Ракеты» Венгерского судоходства:
Советский «Метеор» выпускался с 1960 по 1994 годы, а в 2003 году сделаны два обновленных судна. Максимальная скорость достигала 66 км/ч, а внутри размещалось до 123 пассажиров.
Его мореходная версия — «Комета» — оснащалась увеличенными крыльями для лучшей стабильности и обладала повышенной мощностью.
«Чайка», сделанная в СССР в единственном экземпляре в 1962 году, вмещала 30 пассажиров и развивала 100 км/ч.
Могучий «Буревестник» разгонялся до 150 км/ч благодаря двум авиационным реактивным двигателям ИЛ-18 по бокам судна мощностью 2700 л.с. каждый. Судно выпускалось с 1964 по 1979 годы.
Торпедные катера проекта 206-М выпускались с 1971 по 1976 годы, а с 1978 по 1985 годы было сделано еще несколько кораблей на экспорт.
AGEH-1 Plainview («Ясный взор») стал первым крылатым исследовательским кораблем ВМФ США и крупнейшим судном на подводных крыльях в мире. Он оснащался реактивным двигателем от истребителя F-4 Phantom, а также двумя дизельными агрегатами. Корабль выпускался с 1969 по 1978 годы.
Boeing спроектировал и построил несколько кораблей для ВМФ США с 1973 по 1977 годы, в том числе шесть быстроходных патрульных катеров PHM Pegasus («Пегас»).
Круизное судно Boeing 929 Jetfoil 1974 года могло разместить до 400 пассажиров.
Экспериментальное судно IX-529 Sea Shadow («Морская тень») было построено компанией Lockheed Martin для ВМФ США в 1985 году по технологии «стелс» с целью максимального снижения радиолокационной заметности.
Советский «Восход» был одним из самых успешных пассажирских кораблей на подводных крыльях и поставлялся на экспорт более чем в 20 стран.
Франк Риндеркнехт, швейцарский миллиардер и владелец инжиниринговой компании Rinspeed, построил в 2004 году «амфибию» на подводных крыльях Splash («Брызги»), двигатель которой работал на природном газе.
В 2006 году один «Метеор» был построен для Александра Хлопонина, бизнесмена и губернатора Красноярского края.
Корпус итальянского судна FSWH37 сделан из алюминия, а подводные крылья — из высокопрочной стали.
Ярославская компания Paritetboat выпустила катер Looker 350 («Наблюдатель»), днище которого сделано из стекла для удобства обзора.