До Луны дорогу покажешь? Как «частники» готовятся покорять спутник
Неудавшийся рывок
На волне этого успеха в X Prize решили двинуться дальше, причем сразу до Луны, и в 2007 году объявили новый конкурс негосударственных команд. Организованный при поддержке Google, он обещал 25 млн долл. тому, кто за пять лет построит и доставит на спутник зонд, способный совершить мягкую посадку и проехать около 500 м, собрав и передав на Землю не меньше 500 Мб данных. Уверенность организаторов премии оказалась заразительной, и об участии в конкурсе заявили больше 60 команд, включая российский проект «Селеноход». Однако наступил финальный 2012 год – и никто из них не сумел хотя бы выйти на финишную прямую.
Поэтому с 2013 года устроители Google Lunar X Prize стали вносить гибкие изменения в ход конкурса. Появились промежуточные премии для поддержки участников, преодолевших определенные важные этапы работы. Но и пару лет спустя грандиозного прогресса заметно не было. Команды, бросившиеся конструировать луноходы, которые так привлекательно смотрятся на выставках, быстро поняли, что это далеко не главная техническая задача, стоящая перед ними: создание систем навигации, торможения и посадки на Луне куда сложнее – да и не главная задача вообще.
Для марафонской дистанции большинству участников не хватило дыхания – финансов, без которых невозможно реализовать такой большой проект. Недаром в 2015-м, когда организаторы потребовали забронировать ракеты для будущих полетов, в гонке осталось только пять команд. Часть из них с самого начала ориентировались скорее на реализацию эффективной финансовой стратегии и уж затем – на техническую сторону проекта. Поэтому с весны 2018 года, когда конкурс Google Lunar X Prize закрылся, эти команды продолжили работу.
Последние шаги
Японская Team Hakuto, преобразованная в стартап iSpace, получила финансирование под перспективы размещения рекламы и коммерческого применения своих технологий. Международная команда Moon Express заручилась поддержкой Итальянского института ядерной физики. Действуют и несколько команд, не добравшихся до финала, включая американцев из Astrobotic (они обещают доставить на Луну продукцию рекламодателя, газировку Pocari Sweat), а также немцев из PTScientist, получающих поддержку автоконцерна Audi. Израильтяне из команды SpaceIL нашли совершенно оригинальный путь: подчеркивая некоммерческую сторону своего проекта, они превратили его в нечто вроде общенародной идеи. В самом деле, благодаря их работе маленькая ближневосточная страна могла бы присоединиться к таким гигантам, как СССР, США и Китай, став четвертым государством, достигшим поверхности Луны. Перспектива понравилась всем – а для поддержки ее в SpaceIL активно занялись образованием, просветительством и популяризацией космонавтики.
«TechInsider» удалось напрямую пообщаться с разработчиками. «Такая идея привлекла достаточно внимания, а также инвесторов во главе с Моррисом Каном (израильский предприниматель, миллиардер южноафриканского происхождения – "ПМ"), – рассказал нам заместитель руководителя проекта и руководитель наземного сегмента программы SpaceIL Эран Шмидт. – Ну и людей. Люди, которые присоединялись к нам, были по-настоящему влюблены в этот проект и отлично мотивированы на успех».
Четвертый путь
SpaceIL удалось сэкономить на запуске, отправив зонд в качестве дополнительной загрузки при выведении тяжелого телекоммуникационного спутника. Для него выбрана небывало длинная, многовитковая траектория, позволяющая снизить затраты топлива. Да и конструкция межпланетного аппарата Beresheet (название транслитерирует первые слова библейской Книги Бытия – «В начале») нацелена на максимальную легкость и простоту. Множество конструктивных деталей распечатывались на 3D-принтерах при поддержке компании RUAG Space. Разработчики отказались даже от колесного, гусеничного или шагающего механизма, так что модуль после посадки должен переместиться на несколько сотен метров, ненадолго запустив свой основной двигатель.
«Такая идея возникла еще на ранних этапах, – объясняет Эран Шмидт. – Ведь если уж нам все равно нужен двигатель, чтобы добраться до Луны и сесть на ее поверхность, то почему бы не использовать его же для перемещения еще на какие-то 500 м? Реализация альтернативной двигательной системы потребовала бы куда больших сил и усложнила и без того крайне сложный проект». К моменту сдачи номера в печать зонд лишь приближался к Луне, а 11 апреля Beresheet завершил свою короткую и яркую миссию, разбившись о ее поверхность.
Малая лунная
Несмотря на внешне неудачный финал Google Lunar X Prize, конкурс получил продолжение во множестве новых проектов. Несколько команд-участниц пережили все невзгоды, и хотя в SpaceIL оказались первыми, уже в ближайшее время готовятся к старту следующие частные миссии. Сегодня, когда конкуренция государств и космических агентств нарастает, когда эксперты все чаще говорят о начале «новой лунной гонки», одновременно идет соревнование частных проектов. Его участники реализуют не столь масштабные задачи, но находят весьма эффективные пути их решения. Возможно, именно они наконец позволят человечеству по-настоящему закрепиться в околоземном пространстве.