Небесная малолитражка: ЕС120 «Колибри»
В международный консорциум вошли три фирмы: китайская CATIC, сингапурская Singapore Technology Aerospace и Eurocopter. При этом европейская компания сама по себе имеет «двойное», французско-немецкое, гражданство, поэтому звание интернациональной машины вертолет заслужил.
Разработка «Колибри» началась в феврале 1990 года. Для каждой из участвующих сторон сразу же был определен «фронт работ»: Eurocopterосуществлял изготовление несущего винта и трансмиссии, за фюзеляж и шасси отвечали китайские специалисты, а разработка хвостовой балки досталась сингапурцам. Финальная сборка и отладка всех систем и узлов должна была производиться на европейских заводах. В свой первый полет «Колибри» отправился 9 июня 1995 года, а в серийное производство новый вертолет был запущен в феврале 1998 года. Предполагаемый объем выпуска был запланирован в количестве тысячи машин, но в случае стабильного спроса, не исключалось увеличение тиража.
Вертолет был построен по однодвигательной схеме, с трехлопастным несущим винтом и рулевым винтом типа «фенестрон». Последний был выполнен с учетом всех современных разработок и исследований, что позволило добиться значительного улучшения характеристик и заметно снизить уровень шума. Во многом благодаря этому «Колибри» считается одним из самых «тихих» вертолетов в мире. В качестве силовой установки был выбран газотурбинный двигатель Turbomeca TM319 Arrius 1B1 мощностью 500 л.с.
Фюзеляж изготовлен из композитных материалов с цельнометаллической центральной частью. В общей кабине размерами 1,8х1,5х1,3 метра размещаются один пилот и четыре пассажира. В целом, вертолет получился достаточно компактным: диаметр несущего винта — 10,2 м, длина фюзеляжа — 11,54 м, ширина — 2,1 м, а высота — 3,27 м. Характеристики пусть и не поражали воображение, но были вполне приемлемыми, особенно для однодвигательного вертолета: максимальная взлетная масса — 1750 кг, масса нагрузки — 700 кг, максимальная скорость — 278 км/ч, динамический потолок — 4875 м, дальность полета — 740 км.
Вертолет предполагалось использовать для патрулирования, пассажирских и санитарных перевозок и, само собой, не исключался «призыв» на военную службу. Вертолеты этой «весовой категории» обычно используются в качестве учебно-тренировочных и нередко участвуют в соревнованиях. Например, в Испании существует даже пилотажная группа, выступающая на «Колибри».
В России этот вертолет пользуется большой популярностью в различных авиашколах и у авиаперевозчиков. Однако встречаются и частные машины, принадлежащие людям, которым, видимо до смерти надоели извечные московские пробки и запруженные вереницами «чайников» и дачников загородные шоссе. Это неудивительно, так как личный вертолет в России уже перестает быть роскошью и становится средством передвижения. Особенно если этот вертолет «Колибри» — машина относительно недорогая, удобная и надежная.
Все три участника этой интернациональной программы получили определенную выгоду: Eurocopter за счет кооперации расширил свой модельный ряд востребованным на рынке вертолетом, не потратив при этом много денег. Китайская сторона получила доступ к передовым технологиям, что обогатило национальную школу вертолетостроения новыми компетенциями, а сингапурцы теперь видят себя в глазах других авиастроительной державой, о чем они и мечтать не могли еще несколько лет назад. Сборка вертолета была налажена в Европе, а с 2003 года и в Китае, где машина получила название НС120. Также вертолет собирали в Австралии, а после переименования Eurocopter в Airbus Helicopters, вертолет получил обозначение Н120.
Как и ожидалось, «Колибри» сразу же привлек внимание заказчиков и в настоящее время выпущено более 700 вертолетов, которые эксплуатируются более чем в полусотне стран мира. Можно не сомневаться, что запланированный объем выпуска в тысячу вертолетов будет выполнен и, скорее всего, перевыполнен.