Машины будущего: а где здесь руль?
Паукообразный
Каждый успешный автопроизводитель вкладывается в технологичное будущее. Корейцы из Hyundai создали для этого целое подразделение под названием CRADLE, которое занимается венчурными инвестициями и открытыми инновациями. Его сотрудники не только ищут стартапы, но и сами горазды придумать что-нибудь сногсшибательное, например внедорожник Elevate – необычный гибрид легковушки и робота-шагохода из научной фантастики. Он с легкостью сможет ездить как по автобану, так и по эпицентру природной или техногенной катастрофы. Модульная конструкция позволяет менять кузов, превращая машину в пассажирский или грузовой транспорт, а по поверхности он передвигается на четырех суставчатых «лапах» с колесами. Благодаря им Elevate способен в значительной степени изменять свой дорожный просвет и даже перешагивать через препятствия.
Когда такой функционал не нужен, «лапы» складываются внутрь корпуса и концепт передвигается как обычный автомобиль. Сами колеса могут вращаться на 360 градусов вдоль вертикальной оси, что позволяет разворачиваться на месте, ездить боком, по диагонали и показывать множество других фокусов, за которые любой обычный джип или седан душу бы продал автомобильному дьяволу. Класс! А точнее, новый класс: благодаря этому концепту среди россыпи автомобильных маркетинговых сокращений (SUV, SAV, SAC) появилось еще одно – UMV (Ultimate Mobility Vehicle).
Внешне южнокорейский концепт здорово напоминает какой-нибудь марсоход или луноход из реально существующих. Разработчики уверяют, что их творение совершит настоящую революцию в области спецтехники для спасательных служб по всему миру. Этот металлический «паук» способен без особых проблем работать в зоне оползней, схода лавин, на развалинах зданий, пожарищах, в районах, пострадавших от землетрясений и наводнений. Необычная конструкция подвески позволит ему подбираться максимально близко к пострадавшим и эвакуировать их в кратчайшие сроки. А в будущем – кто знает? – может появиться и городской седан с регулируемым клиренсом, который будет способен ездить буквально над дорожными заторами! Правда, и стоить на первых порах он будет не меньше настоящего марсохода. Но вряд ли это остановит богатых автолюбителей, привыкших коротать в пробках первые три-четыре часа своего рабочего дня.
Тяни-толкай
Концепт беспилотного такси microSNAP от швейцарской Rinspeed поражает необычным дизайном. Понять, где у него перед, а где зад, довольно сложно: он абсолютно симметричен. Кузова как единого целого в нем нет: такси конструктивно состоит из двух отдельных модулей – шасси Skateboard и верхнего Pod. Таким образом, на одну «тележку» можно водрузить пассажирский или грузовой отсек какой угодно формы – лишь бы вписывался в габариты. Этот челнок максимально автоматизирован и может сам передвигаться по городу. Одна из представленных демонстрационных надстроек рассчитана на двух пассажиров.
Из органов управления – только панель навигатора, он сам проложит маршрут с учетом пробок, ремонтных работ на трассе, погоды и загруженности транспортной сети. Пассажиру останется лишь откинуться в кресле и слушать музыку. А еще можно смотреть кино на дисплее с диагональю 49 дюймов, установленном вместо приборной панели, или любоваться пейзажами, глядя в окна с автоматически затемняемыми стеклами. Габариты microSNAP – всего 2,6 м в длину и 1,3 м в ширину. Места на трассе эта карета занимает мало, а значит, ее можно будет использовать для пассажирских перевозок без опасения создать серьезные помехи другим участникам движения. Впрочем, потенциальная область применения microSNAP гораздо шире, чем перевозка пассажиров. Их можно использовать в качестве мобильных магазинчиков, передвижных рекламных щитов, транспортировщиков небольших грузов и, например, вывоза мусора. Недаром внешний вид модуля Pod чем-то неуловимо напоминает контейнер ПУХТО.
Авиамотоцикл
Два кольца, два конца, посредине... 300-сильный самолетный движок. Это прототип самого необычного мотоцикла в мире, который построил бразильский гонщик «Формулы-1» Тарсо Маркес. Свое детище он назвал TMC Dumont в честь знаменитого земляка – авиатора Альберто Сантос-Дюмона. Два огромных 36-дюймовых колеса лишены каких бы то ни было спиц. Благодаря этим «обручам» Маркес и получил награду за лучший байк фестиваля Daytona Bike Week 2018, оставив далеко позади конкурентов. Впрочем, необычный внешний вид, пожалуй, единственное достоинство сверкающего хромированными деталями мотоцикла TMC Dumont.
Во-первых, ехать он может только по идеально ровной дороге – клиренс практически отсутствует. Во-вторых, он входит далеко не в каждый поворот из-за большой длины и полного отсутствия рулевого управления. В-третьих, авиационный движок хоть и выглядит красиво, но является для такой техники избыточно мощным и очень громким. Да и горючки, видимо, ест как не в себя. В-четвертых, заднее колесо представляет нешуточную опасность для пилота, так как крутится в считаных сантиметрах от его ничем не защищенной «пятой точки». И в-пятых, из-за массивного двигателя и воздухозаборника пилот практически не может разглядеть, что происходит непосредственно перед мотоциклом.
Однако все эти недостатки меркнут перед заслугами Маркеса, который построил по-настоящему оригинальный мотоцикл, потратив на это 15 лет своей жизни. Он доказал, что даже в такой изъезженной вдоль и поперек области, как дизайн мототехники, можно придумать нечто необычное. Впрочем, его обвиняют в том, что он скопировал внешний вид и конструкцию TMC со «светоциклов» из культового фантастического фильма Tron начала 1980-х годов. Таким критикам хотелось бы ответить: попробуйте создать что-нибудь подобное сами.
Воздушное такси
Вот уже несколько лет Uber регулярно выдает на-гора концепты перспективных летающих такси, которые в недалеком будущем наверняка будут бороздить воздушное пространство мегаполисов. Самый последний и пока безымянный проект внешне напоминает совершенно безумный гибрид недорогого квадрокоптера, легкого частного самолета и боевого конвертоплана V-22 Osprey корпуса морской пехоты США. Новинка, впрочем, предназначена не для бравых морпехов, а для самых обычных горожан. Воздушное такси сможет за раз перевозить до 8–10 человек. Высота полета – от 300 до 600 м, что значительно выше зданий и объектов городской инфраструктуры.
Создатели концепта подчеркивают, что такое аэротакси будет практически бесшумным. Вместо большого несущего винта на корпусе машины установят четыре компактных пропеллера. А движение в горизонтальной плоскости обеспечит толкающий пятилопастной винт в задней части фюзеляжа. Воздушная маршрутка сможет совершить мягкую посадку даже с двумя неработающими пропеллерами. С точки зрения безопасности также важно, что на борту аэротакси нет горючих веществ – оно будет работать на электричестве. Подзарядить аккумуляторы можно будет на посадочных площадках. Первые летающие автомобили должны выйти на маршрут уже в 2023 году. Ожидается, что они будут управляться человеком-водителем, хотя в будущем аэротакси планируют полностью переоборудовать под автопилот. Остается надеяться, что уж он-то точно не станет слушать шансон, обманывать со сдачей, просить показать дорогу и сбивать женщин в штате Аризона, как это сделал другой колесный беспилотник Uber.
Есть идея? Есть IKEA Space10
Сегодня домами на колесах мало кого можно по-настоящему удивить. А как насчет кафе на колесах? Офиса на колесах? Спортзала на колесах? И даже туалета на колесах? Специально для жителей густонаселенных мегаполисов шведская мебельная компания IKEA предлагает концепт линейки городских беспилотных электромобилей с модульной конструкцией, позволяющей воссоздать на колесах практически любое помещение. Эта концепция получила название Spaces on Wheels («Пространства на колесах»). Схема приобретения проста: клиент выбирает дизайн чудо-автомобиля через специальное приложение, а дальше ему остается лишь дождаться, когда освободится нужная «комната».
В качестве примеров IKEA приводит самоходную спальню: зачем трястись утром в пробке лишние два часа, если можно вызвать кровать на колесах и с комфортом проспать до самой работы? Если же сон не идет, почему бы не запрыгнуть в мобильное кафе и не позавтракать в дороге? А сколько возможностей откроется для экстренных служб! В утопическом городе IKEA бригады врачей смогут приезжать к тяжелым пациентам сразу верхом на мобильной операционной, оснащенной всем необходимым оборудованием.
Отдельная область применения электромобилей Space on Wheels – коммерческая. Массовое внедрение такой техники в эксплуатацию позволит, например, создать широкую сеть мобильных уличных магазинчиков, торгующих всем – от вязаных носков до свежих овощей. Специалисты, зарабатывающие на хлеб своими руками, смогут арендовать передвижную мастерскую со всеми необходимыми инструментами. Кроме того, компактные платформы можно использовать в качестве рекламных площадок, автоматически курсирующих по заданному маршруту. А в наших широтах наверняка большим спросом будут пользоваться мобильные бары со встроенной функцией доставки нетранспортабельного клиента домой.
Фура не дура
Тягач Tesla Semi – это не только мечта дальнобойщика, но и целый комплекс решений огромного количества экологических проблем. Честно говоря, новая эра развития электромобилей должна была начинаться именно с грузовиков, но почему-то они оказались в роли догоняющих.
Разрушить стереотипы решил Илон Маск, под руководством которого и был создан прототип электрической фуры. Его кабина выглядит непривычно, колеса закрыты кожухами, и дело тут не только в крутом эффекте: вся конструкция призвана уменьшить сопротивление воздуху. Тягач приводится в движение четырьмя электрическими двигателями, разместившимися на двух задних осях, а батареи расположены под кабиной, что придает всей конструкции дополнительную устойчивость. Их емкость пока неизвестна, но запас хода, по заверениям Илона Маска, составляет от 500 до 800 км в зависимости от версии.
Только представьте себе: если прототип пойдет в серийное производство без изменения заявленных характеристик, то мегаполисы и загородные трассы буквально вздохнут с облегчением. Расстояние на одном заряде фура будет преодолевать за стандартный 8-часовой рабочий день водителя, а после он может оставить тягач на зарядке, а сам отправиться спать или поехать дальше. При этом на 80% батареи будут заряжаться всего за полчаса. Увы, отдохнуть на ходу шоферу пока не позволит законодательство, которое почти повсеместно обязывает водителя находиться за рулем и нести ответственность за действия машины. Да и автопилот, хоть и заявлен, но пока неидеален – это привычные для многих современных автомобилей адаптивный круиз-контроль и системы экстренного автоматического торможения и удержания в полосе. Несмотря на это, в идею Маска поверили многие, а предварительный заказ на серийные фуры уже разместили компании Pepsi, Walmart, DHL и другие.