Как выбрать городской самокат
Есть свои сторонники у метро, трамвая, автобусов, гибридных авто, электромобилей и велосипедов. Но редакция «TechInsider» склоняется к мнению, что самый удобный городской транспорт — это самокат.
Велосипедисты, роллеры и пешеходы с удивлением смотрят на двух человек, лежащих прямо на грязном асфальте и прицеливающихся объективами своих камер в центр лужи, оставшейся после вчерашнего дождя. Небольшая горка на боковой аллее ВДНХ дает хорошую возможность как следует разогнаться, так что я въезжаю в лужу на скорости около 30 км/ч, поднимая тучу брызг и распугивая прохожих, которые шарахаются в стороны. Мои кроссовки промокли, но я счастлив: я осуществил мечту любого десятилетнего мальчика, ну и заодно, конечно, протестировал несколько моделей разных классов и составил формулу идеального городского самоката.
Xootr MG
Большая магниевая платформа, алюминиевые низкопрофильные колеса, аэродинамичная овальная рулевая колонка и масса в 4,5 кг дают понять, что перед вами нечто из мира авиации. Или по крайней мере гоночный болид в мире самокатов. Плюсы: очень низкое сопротивление качению, большая платформа, ручной тормоз. Минус: полное отсутствие системы амортизации. Отличный самокат для очень-очень ровного дорожного покрытия.
Oxelo Town 7 XL Susp
Простая и дешевая (хотя и тяжелая — 5,6 кг) конструкция, а также система пружинной подвески вывели этот самокат в лидеры нашего теста по совокупности параметров (хотя поначалу мы считали его одним из аутсайдеров). Плюсы: низкое сопротивление качению, пружинная подвеска обеспечивает умеренную амортизацию. Минус: маленькая платформа. Оптимален для усредненных городских дорог.
Micro Flex Air
Пневматические колеса, легкая конструкция (4,7 кг), гибкая платформа и большой клиренс — почти что джип в мире самокатов. Но на ровной дороге все эти преимущества теряются и отступают перед основным, довольно существенным недостатком: большое сопротивление качению. Плюсы: отличная амортизация даже на пересеченной местности, легкая и гибкая платформа. Минусы: очень большое сопротивление качению, маленькая платформа. Самокат для умеренного бездорожья.
Брюки превращаются...
Считается, что первый самокат изобрел в 1817 году немец Карл Дрез. Его конструкция, получившая название «дрезина», имела колеса, руль и седло, но приводилась в движение с помощью ног седока, отталкивавшихся от земли. Позднее именно конструкция Дреза легла в основу современных велосипедов. Но и самокаты тоже сохранились. Правда, лет 30 назад они представляли собой тяжелую конструкцию из дерева и металла с колесами от садовых тачек и считались игрушками для детей младшего школьного возраста. Но в 2000-х эти нехитрые снаряды вновь завоевали мир, и на этот раз — взрослый. Платформа сейчас изготавливается из легких сплавов или композитов, а колеса — из прочных и износостойких полимеров. А самое главное — конструкция легко складывается до очень компактного размера. Эти свойства делают любой современный самокат удобным средством передвижения на небольшие дистанции — к примеру, от метро или остановки электрички до офиса.
Механизмов складывания несколько, но принципиальных различий по надежности между ними нет. Из протестированных нами моделей проще всего складывается Xootr MG: в качестве фиксатора используется просто стопорный штифт. У Micro Flex Air и Oxelo Town 7 XL Susp механизмы фиксации интегрированы в механизм складывания.
Крутите колесо!
Колеса небольшого диаметра (до 100−120 мм) делают самокат очень компактным и устойчивым к прыжкам, но если вы хотите ездить, не выматываясь до предела, рассматривайте самокаты с диаметром колес не менее 150 мм. Чем больше размер колес, тем быстрее едет самокат и тем меньше усилий требуется для этого. Но при размере колес более 250 мм самокат уже не назовешь компактным, так что разумно ограничиться диаметром 180−230 мм.
Помимо размера, колеса отличаются еще и используемым материалом. Традиционные для велосипедов пневматические колеса — достаточно большая редкость на самокатах (Micro Flex Air — один из немногих представителей этого класса). Такие колеса хорошо гасят вибрации при катании по тряским тропинкам, но имеют высокое сопротивление качению (кроме того, существует и риск прокола). Для ровного же покрытия лучше подходят полиуретановые колеса. Оптимизировав профиль и материал, можно добиться очень малого сопротивления качению, как это сделано в Xootr MG.
На том стоим
Чем ниже расположена платформа самоката, тем меньше требуется сгибать опорную ногу, чтобы оттолкнуться от земли толчковой. Но есть и обратная сторона: тем меньше клиренс (особенно учитывая ребра жесткости под платформой). А вот размер платформы стоит выбрать как можно больший — это позволит не держать толчковую ногу на весу при длительном движении по инерции или под уклон.
В общественном транспорте самокат придется сложить, так что имеет смысл выбрать более легкую модель. Масса зависит и от размера платформы, и от материала — скажем, у Xootr MG платформа гигантского (по сравнению с другими моделями) размера изготовлена из магниевого сплава, в результате чего он легче других. У Micro Flex Air платформа из композитной фанеры, которая, помимо малой массы, обладает еще и высокой гибкостью, что позволяет более эффективно гасить колебания на неровных поверхностях. К тому же фанерная платформа не нуждается в ребрах жесткости, что увеличивает клиренс. Модель Oxelo Town 7 XL Susp снабжена пружинной подвеской платформы, что помогает демпфировать тряску на умеренных неровностях. Для тестирования амортизации мы даже придумали специальный тест: заполняли до краев водой поллитровый цилиндрический стакан, установленный в держатель на руле, проезжали с постоянной скоростью круг по тротуару, выложенному плиткой, а затем измеряли уровень оставшейся в стакане воды.
Придумано трусами
Разогнаться до хорошей скорости на самокате — это вовсе не проблема, нужна только хорошая горка. А вот затормозить... У всех самокатов есть как минимум один тормоз — это пластиковое заднее крыло, которое для торможения нужно прижать толчковой ногой к колесу. У Micro Flex Air используется не само заднее крыло, а вставка в него (что, на наш взгляд, снижает эффективность тормозов), а у Xootr MG помимо заднего ножного есть еще и передний ручной тормоз. Это сокращает тормозной путь и существенно повышает удобство катания в городских условиях — не нужно переносить ногу с платформы на тормоз при маневрировании.
Вертеть куда хочешь
Все самокаты оборудованы регулируемой по высоте рулевой колонкой. У Micro Flex Air и Oxelo Town 7 XL Susp высота эта имеет несколько фиксированных значений, а у Xootr MG может быть произвольной (диапазон у всех трех моделей примерно одинаков). Рукоятки руля у первых двух моделей складные, а у Xootr MG — нет. Но ни первое, ни второе не назовешь существенными факторами, которые должны влиять на выбор модели.
Крылья, ноги
Люди в деловых костюмах на самокатах уже не выглядят экзотикой в крупных западных городах. В России это пока в новинку. И дело не столько в каких-то национальных особенностях, сколько в климате: мало кому приятно забрызгивать себя и окружающих водой из луж. Поэтому обратите внимание на конструкцию переднего колеса самоката. Чаще всего оно снабжено крылом (Micro Flex Air, Oxelo Town 7 XL Susp), хотя наши испытания показали, что оно не дает полной защиты от грязи. У Xootr MG переднего крыла нет, но, по словам разработчиков, особая конфигурация платформы исключает попадание брызг на ноги (наши испытания показали, что это справедливо лишь частично).
Что же выбрать?
Какой же самокат идеален? Мы пришли к выводу, что однозначного ответа на этот вопрос не существует: все зависит от задач. Если сравнивать, скажем, с автомобилями, то Oxelo Town 7 XL Susp — это типичный городской седан, Micro Flex Air 200 — кроссовер повышенной проходимости, а Xootr MG — гоночный суперкар.