Резиновых дел мастера: как создаются автомобильные шины

Завод Nokian в Ленинградской области был запущен в 2006 году и с тех пор стал одной из главных производственных площадок компании в мире. Стомиллионная шина, выпущенная здесь, увидела свет два года назад и теперь является музейным экспонатом. Корреспондент «TechInsider» проследил за всеми циклами появления новой шины: от рождения до передачи изделия в магазин.
Резиновых дел мастера: как создаются автомобильные шины

Исследовательский центр и опытное производство Nokian находятся в городе Нокиа в Финляндии. Там составляют требования к каждой новой модели, анализируют обратную связь от покупателей и разрабатывают на основе этих данных обновления или совершенно новые изделия. Во Всеволожске расположена основная площадка по выпуску шин для легковых машин. Это завод полного цикла: в ворота въезжают грузовики с сырьем, а выезжают уже с готовой продукцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приготовление резиновой смеси

Приготовление резиновой смеси — первый и самый длительный из этапов производства. Цеха занимают целых пять этажей, в специальных реакторах и экструдерах смешиваются различные искусственные и натуральные каучуки, специальные химические присадки, масла, углеродные и кремниевые добавки. В результате получаются длинные резиновые маты разной фактуры, плотности и свойств.

Нажми и смотри

Самым сложным является равномерное перемешивание ингредиентов — почти все они поступают в твердом виде. Для достижения максимальной однородности сырье измельчается, а затем все компоненты перемешиваются в различных условиях давления и температуры. Готовый пласт заготовленного материала может проходить процедуру несколько раз, возвращаясь с первого этажа наверх для доработки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание боковых секций

Нажми и смотри

На боковины будущей шины возлагаются сразу несколько важных ролей — они отвечают за герметичность покрышки, ее прочность и устойчивость к боковым нагрузкам. На специальных станках обрезинивается металлический корд, затем формируется бортовое кольцо, после чего воедино собирается вся бортовая секция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание «зеленой» шины

Нажми и смотри

Собранная заготовка шины называется «зеленой»: на ней еще нет никакого рисунка протектора, маркировки, а «разобрать» ее на составные части, по словам сотрудников, можно руками. Различить модели будущих изделий в таких сырых экземплярах можно только по цветным полосам, которые внедряются на предыдущих стадиях производства. Несмотря на то, что работа шиносборочных машин выглядит завораживающе сложно, технологически — это наиболее простая процедура.

Нажми и смотри

На заводе во Всеволожске есть несколько групп сборочных линий, на одних работают станки предыдущего поколения, где доля ручного труда сравнительно высока, на других новые, полностью автоматические. Задача шиносборочной машины — послойно сформировать протектор и скрепить его по сторонам боковыми секциями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вулканизация и ошиповка

Нажми и смотри

Чтобы навеки скрепить все элементы почти готового изделия его помещают в вулканизатор. Зажатая в специальной форме будущая шина спекается несколько минут при высокой температуре. По большей части длительность процесса зависит только от диаметра заготовки. Пресс-форма — едва ли не самый дорогой из производственных инструментов. Именно в ней вырезается шаблон рисунка протектора и всех маркировок. После этого шина отправляется на остывание и, при необходимости, ошиповку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Контроль качества сырья и готового изделия

Нажми и смотри

Отдельно стоит сказать о проверке качества всех материалов на различных этапах производства. С каждой партии резиновых матов обязательно снимается проба и отправляется в лабораторию здесь же на заводе. Там проверяются ключевые свойства образцов, их растяжимость, а также устойчивость к физическим и химическим воздействиям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Готовые шины проходят две основных процедуры проверки: автоматизированную и ручную. Специальные машины оценивают соответствие всех весовых и прочностных характеристик изделия. Контролер же дополнительно осматривает, ощупывает и едва не пробует на вкус каждый экземпляр. Любое малейшее отклонение от требований приводит к тому, что новорожденная шина безжалостно отправляется на переработку.

Нажми и смотри

По словам руководителя группы по технической поддержке клиентов Nokian Александра Пархомчука, такой подход позволяет достичь практически полного отсутствия брака в выходящей за стены завода продукции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автоматизированное производство

Значительная часть процессов на заводе полностью автоматизирована. Ручной труд используется как можно меньше, основная роль сотрудников — контроль и корректировка рабочих настроек станков. Например, на этапе приготовления резиновых смесей постоянно «обитаемым» является только второй и первый этажи, где сотрудники добавляют каучуки.

Нажми и смотри

Современное производство в России

Завод Nokian во Всеволожске — потрясающий пример современного технологичного производства. Тут чисто в цехах, количество сотрудников минимизировано, а качество изделий проверяется на каждом этапе. Важно и то, что работникам уделено не меньше внимания: техника безопасности на высоте, помимо зарплат, превышающих среднюю по региону, компания обеспечивает их льготной ипотекой, социальной защитой и оздоровительными мероприятиями.

Такой подход к организации рабочего процесса находит отражение во всем: среднее время работы сотрудников на заводе составляет 8-10 лет, конкурс при трудоустройстве достигает двухсот человек на место, а выход годных изделий до этапа проверки качества составляет 99,8%. Приятно видеть, что такое производство успешно существует в России, а в дополнении к этому — является одним из крупнейших подобных в мире.