Из чего состоят кроссовки для бега?
История появления
Вы когда-нибудь слышали о BASF? Это крупнейший в мире химический концерн, который существует более 150 лет и, среди прочего, является партнером компании adidas. В 2009 году специалист из BASF Фрэнк Приссок экспериментировал с синтетическими полимерами и разработал материал Infinergy, который представляет собой вспененный термопластичный полиуретан (ТПУ).
Сам по себе ТПУ уже давно известен миру как высокоэластичный и износостойкий материал, который хорошо держит форму. Потому было решено провести ряд исследований и понять, сможет ли новая разработка лечь в основу улучшенной версии кроссовок.
Четырехлетний интервал между изобретением Фрэнка Приссока и появлением кроссовок с новой подошвой был полон экспериментов, тестирований на прочность и попыток улучшить прежние показатели. Так появились популярные беговые кроссовки, которые сильно взбудоражили индустрию.
Прорывная по своим свойствам подошва была растиражирована под кратким и удобным для рыночной реальности именем Boost, а компания adidas уверенно продолжила работу над совершенствованием спортивной обуви.
Новые тенденции на рынке кроссовок помогли значительно стимулировать интерес к культуре бега, спринта и прыжков в высоту. Кроме того, это вызвало изменения и на рынке моды — кроссовки с подошвой Boost стали приобретать не только для занятий спортом, но и для повседневной жизни.
Технология Boost
Подошва — одна из важнейших составляющих любой обуви, особенно беговых кроссовок: от ее свойств зависит буквально все: уровень комфорта при беге в различных погодных условиях, нагрузка на мышцы при каждом шаге, долговечность службы кроссовок и многое другое. Поэтому разработчики стремятся продумать и «прокачать» используемый материал.
ТПУ и раньше активно использовался в спортивной индустрии, но придать ему вспененную структуру еще никому прежде не удавалось, пока не наступил 2009 год. После получения частиц с уникальными свойствами — вспененного ТПУ — происходит спайка, которая образует единый материал, состоящий из тысяч практически невесомых гранул. Из него и создают упругую износостойкую подошву с высокой эластичностью и низкой плотностью.
Что это значит на практике? Такой материал поглощает толчки и колебания от неровной поверхности, легкая подошва освобождает от лишней нагрузки на ноги, при каждом приземлении на стопу возникает ощущение «возврата энергии» за счет амортизации; в таких кроссовках вы сможете преодолеть более длинную дистанцию, чем это было раньше.
В отличие от этилвинилацетата или ЭВА (EVA), который использовали для беговых кроссовок adidas до появления технологии Boost, ТПУ способен сохранять свои характеристики длительное время, несмотря на изменение температурного диапазона и работу на износ. Прежние модели с подошвой EVA были достаточно хороши для своего времени, но имели недостаток: при сильных морозах или очень жаркой погоде способность поглощать удар существенно снижалась, возрастала нагрузка на мышцы.
Словом, подробностей очень много, и хотелось бы привести их к некой системе. Давайте посмотрим, как эволюционировали беговые кроссовки, сравнив характеристики моделей прошлого года (Boost 2018) и новых (Boost 2019), появившихся в продаже совсем недавно — пару недель назад.
Модели кроссовок Boost 2018 и 2019: сравним?
Модель 2018 | Модель 2019 | |
Цена | 12 990 рублей | 13 990 рублей |
Вес | 387 г (на примере размера 13 US) | 392 г (на примере размера 13 US) |
Составляющие | кроссовок состоит из 17 частей | кроссовок состоит из 4 частей, благодаря этому уменьшилось количество стыков и креплений, а потому увеличилась прочность изделия и повысился уровень комфорта во время носки |
Поддержка ноги | пластиковые накладки на пятке для стабильной фиксации | новый цельный плотный носок со вставками, за счет которых значительно улучшилась фиксация пяток |
Амортизация | улучшенная амортизация в сегменте бега и активных видов спорта | в новой подошве на 20% больше Boost (вспененного ТПУ), благодаря этому замечен более динамичный отскок и увеличен возврат энергии |
Вентиляция | 2 часа бега во влажную погоду, отличный возврат влаги | 3 часа бега во влажную погоду, нет ощущения сырости |
Срок службы | 800 км (от производителя) | 1000 км (от производителя) |
Модель 2019: разбери ее по частям
«Хакнуть» бег
Кстати говоря, кроссовки с подошвой Boost еще на заре своей славы смогли продемонстрировать «в бою», как они хороши. В сентябре 2014 года кенийский бегун на длинные дистанции Деннис Киметто в кроссовках adidas выиграл Берлинский марафон и установил новый мировой рекорд — 2:02:57. Киметто и его adidas adizero Adios Boost 2.0 побили предыдущий рекорд на 26 секунд.
Но и это еще не все. Недавно adidas запустили кампанию под названием «Бегохакинг», которая призвана привлечь внимание к культуре любительского бега и тем изменениям, которые повлекла за собой технология Boost. Лайфхаки, биохакинг и теперь вот — «бегохакинг», новое слово для тех, кто хочет пересмотреть свой подход к бегу.
Понятно, что ключевое слово здесь — «взлом». Взлом всего, что имеет отношение к беговой культуре. «Бегохакинг» был запущен adidas, и бренд обещает, что бег больше никогда не будет прежним. Главный взлом шаблона в этой истории — новые беговые кроссовки adidas Ultraboost19, которые подверглись 100%-ной перезагрузке.
Проходил «бегохакинг» в два этапа. На первом adidas подверг тотальной деконструкции свою самую знаменитую оригинальную модель Ultraboost, отбросив все лишнее и оставив только главные фишки — максимальный комфорт и узнаваемый дизайн. Для этого специалисты adidas привлекали профессиональных бегунов с целью стать частью процесса разработки.Сэм Форестер, старший менеджер по разработке продукта adidas говорит об этом так: «Несколько лет назад на этапе моделирования Ultraboost мы проводили технические и инжиниринговые исследования, по итогам которых получили четкое представление о том, что больше всего может нравиться бегунам в этом силуэте и какие возможности открываются для совершенствования новой модели. Непосредственно во время разработки Ultraboost 19 для нас было важно сфокусироваться на совместном создании силуэта с потребителем. Мы поговорили с тысячами бегунов со всего мира, а затем встретились с внутренними командами исследований, разработки и дизайна, чтобы ответить на главный вопрос: что именно можно улучшить в предыдущей модели Ultraboost, что привело бы к большей производительности новой модели.»
А затем бренд хакнул бег, представив новые Ultraboost19. Рекламную кампанию поддержали известные спортсмены из США — Адам Франсик, Кваси Кесси, Шиара Робисон, Тиа Хрубала и Баяно Камани, которые разделяют концепцию «бегохакинга» и поддерживают технологические новшества adidas.
Казалось бы, что смогут придумать производители спортивной обуви в ближайшие годы, чтобы сделать свой продукт еще лучше? Представить не так просто. Нам остается следить за развитием прогресса и гадать, что компания adidas сможет предложить спортсменам и любителям в обозримом будущем.