Фальшивки не пройдут! Рассказываем, как защищают от подделок почтовые марки
Существует два типа филателистических подделок — в ущерб почтовой службе и в ущерб коллекционированию. В первом случае подделываются обычные марки стандартных выпусков; подделки наклеиваются на конверты, а фальсификатор избегает оплаты почтового отправления. Во втором случае подделываются ценные и редкие марки, за которые можно выручить значительные суммы у коллекционеров. С подделками в ущерб почты борются различными методами.
Решетка
В XIX веке, когда почта была достаточно дорога, гашеные марки отпаривали от конвертов, счищали штемпель и перепродавали для повторного использования. Чтобы избежать такого мошенничества, в 1865 году специалист Американской банкнотной компании Чарльз Стил предложил использовать так называемые решетки.
Решетка представляла собой тяжелый рифленый штамп, которым продавливалась марка после типографской печати. На бумаге образовывался едва заметный рельеф, в который при прохождении через почту чернила штемпеля въедались намертво, так что счистить его без повреждения марки было невозможно. Одноцентовая марка 1868 года с решеткой типа Z (всего существовало 11 типов) сегодня входит в десятку самых дорогих марок мира — в 1998 году ее продали почти за миллион долларов.
Водяные знаки
Как и на банкноты, на значительное количество почтовых марок наносятся водяные знаки. В XIX — первой половине XX века они присутствовали почти на каждой марке, сегодня же почти вышли из употребления из-за удешевления почты и уменьшения циркуляции марок. Обычно водяные знаки на марках представляют собой простые символы — геометрические фигуры, буквы, упрощенные гербы стран-эмитентов.
Нестандартные материалы и изображения
Несмотря на то что чаще всего марки печатаются на бумаге, в разное время — как в целях защиты от подделок, так и в эстетических — для марок использовались необычные материалы. Например, алюминиевая, стальная, палладиевая или даже платиновая фольга, шелк, деревянные дощечки, керамические пластинки, капрон
В большинстве случаев подобная экзотика способствует привлечению коллекционеров, но с другой стороны, подделка таких марок необычайно сложна и нерентабельна. Другой метод защиты от подделки — усложнение самого рисунка: например, печать марок с 3D-эффектом или иллюзией движения при повороте изображения.
Перфин
Официальная корреспонденция в разное время франкировалась не обычными марками, а служебными, закупавшимися крупными партиями и предназначенными для ведомственной переписки. Чаще всего служебные марки делали из обычных путем надпечатки или прокалывания ряда отверстий, образующих определенный знак или аббревиатуру. В последнем случае получался так называемый перфин.
Смысл подобной методики заключался в том, что при незаконном попадании перфорированной служебной марки в частные руки человек не мог использовать ее для оплаты обычного почтового отправления или продать.
Подделка на миллион
Подделка марок практикуется не только для бесплатного отправления писем, но и для серьезного заработка. Редкие и уникальные марки на аукционах могут стоить миллионы долларов — практически каждая редкая марка хотя бы раз в своей истории служила объектом подделки.
В июне 2014 года на аукционе Sotheby’s была продана одноцентовая марка Британской Гвианы 1856 года, известная в филателистическом бизнесе как British Guiana 1c magenta. Итоговая стоимость составила $9 480 000. Эту марку, существующую в единственном экземпляре, подделывали несколько раз. Наиболее известная подделка принадлежала руке фальсификатора Питера Уинтера, изготовившего ее в 1999 году из более распространенной, но схожей по рисунку четырехцентовой марки того же периода. Эксперты признали подделку гениальной и выявили фальсификацию лишь после многонедельного исследования. Уверенность в том, что это фальшивка, была основана на негативной репутации Уинтера — если бы марка пришла из других рук, подделку могли не обнаружить.