От газа к жидкости

История технологии GTL (gas-to-liquid, газожидкостная конверсия) началась чуть меньше столетия назад.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1920-х годах Франц Фишер и Ганс Тропш из Института кайзера Вильгельма по исследованию угля работали над сугубо прикладной задачей. У Германии есть богатые залежи угля, а вот запасов нефти нет, поэтому работа «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении», опубликованная двумя немецкими химиками в 1926 году, привлекла огромное внимание, а описанный в работе процесс назвали именами авторов.

В начале 1940-х годов процесс Фишера-Тропша, наряду с другими технологиями синтеза жидких углеводородов, активно использовался уже на двух десятках немецких заводов для синтеза топлива (существующие в то время катализаторы и технологии не позволяли получать молекулы углеводородов большого размера). К 1943 году с помощью синтеза в Германии получали 124 тыс. баррелей синтетического топлива ежедневно, обеспечивая 92% объема авиационного топлива и 57% общего объема всего топлива. После войны союзники, к которым попали документы и специалисты по технологии синтеза, стали экспериментировать с получением синтетических углеводородов, однако до коммерческого применения не дошло — обнаружение огромных запасов нефти на Ближнем Востоке в начале 1950-х годов сделало эту технологию нерентабельной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О процессе Фишера-Тропша вспомнили в 1973 году, когда в мире разразился нефтяной кризис, и цены на нефть резко возросли. Многие компании, среди которых был и концерн «Шелл», заинтересовались альтернативными технологиям получения различных углеводородов. Химики «Шелл» совершенствовали синтез Фишера-Тропша на протяжении десяти лет, пока им удалось превратить эту технологию в коммерчески выгодную. В 1983 году в Амстердаме было построено опытное производство, где технологии стали отрабатываться в масштабных экспериментах, а в 1993 году открылся первый коммерческий завод концерна «Шелл» в Бинтулу (Малайзия), выпускающий 12,5 тысяч баррелей жидких синтетических углеводородов в день. А в 2006 году «Шелл» приступил к революционному проекту, который в десять раз превосходил какой-либо из реализованных ранее — строительству самого большого в мире завода по производству синтетических углеводородов из природного газа, Pearl GTL в Катаре, который вступил в строй в 2011 году.

Еще больше о моторном масле здесь.